В складской логистике меняется тренд - на смену бигбоксам (крупным терминалам класса "А"), которые девелоперы строили последние 10-15 лет, приходит Light Industrial, небольшие складские и производственные помещения от 100 до 2500 квадратных метров.
Связано это с кардинальным изменением схем доставки: товарные партии при закупках уменьшаются, соответственно у логистов растет доля сборных грузов, малого коммерческого транспорта. В Европе до половины складов работают именно в таком формате.
В Екатеринбурге 90 процентов таких хранилищ - еще из советского прошлого. Не всех арендаторов это устраивает, эксперты прогнозируют лет через пять, когда такие объекты морально и физически окончательно устареют, волнообразный рост спроса на небольшие, но качественные и технологичные помещения, а также спайдеры (быстровозводимые склады).
По оценке представителя компании Skladman Евгения Нумерова, в масштабах всей России формат Light Industrial занимает пять миллионов квадратных метров, или 25 процентов рынка (для сравнения: в Германии - порядка 75).
- Строить бигбоксы в России научились, а малые склады - нет. Сегмент будет развиваться в сторону продаж, а не аренды, - считает Нумеров.
Потенциальными потребителями Light Industrial в регионах могут стать поставщики, децентрализирующие логистику в Москве.
- Из федеральных сетей в Екатеринбурге не представлены разве что 5-7, следовательно, бигбоксы будут строить еще лет пять, а потом формат начнет мельчать. Уже сейчас отмечается рост спроса на небольшие склады, до 1500 квадратов, классов "В" и "С", - соглашается директор уральского филиала компании "Логопарк.ру" Виталий Хиль.
По его данным, из складских площадей в Екатеринбурге вакантны 3,8 процента. Объем ввода в 2017-м составит примерно 100 тысяч квадратов, в стадии строительства 160 тысяч. Сделок заключено на 110 тысяч квадратов, это на 20 процентов больше, чем годом ранее, но нет уверенности, что в 2018-м тенденция продолжится.
Российская газета