← Коммерческий транспорт

КоммерсантЪ: Лизинг ускоряет рост

Рынок лизинга демонстрирует быстрый рост, пишет газета "КоммерсантЪ". В условиях оживления экономики компании спешат реализовать отложенный спрос, воспользоваться программами господдержки и низкими ставками на привлечение финансирования.
По оценке рейтингового агентства "Эксперт РА" (RAEX), в первом полугодии рынок лизинга в России вырос в два раза по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом - до 427 млрд руб. Согласно базовому прогнозу аналитиков агентства, по итогам 2017 года рынок достигнет рекордного за все время его существования объема - 850 млрд руб.
Драйверами рынка выступают прежде всего транспортные сегменты - авиационный, автомобильный и железнодорожный, прирост объема нового бизнеса в которых, по данным RAEX, составил 91%, 38% и 77% соответственно, а рост сегмента водного транспорта, хоть и невелик пока по объемам, показал внушительный рост на 225% в сравнении с первым полугодием 2016 года.
Значительными темпами растет операционный лизинг: прирост объема нового бизнеса лизинговых компаний в сегменте аренды составил 166%, говорится в отчете RAEX. Особенно активно оперлизинг развивается в сегментах авиационной и железнодорожной техники, а в розничных сегментах по-прежнему остается невостребованным. Например, доля аренды в новом бизнесе в сегменте автотранспорта, как и годом ранее, находится на уровне 2-3%.
Лидерство на рынке лизинга с 2009 года прочно закрепилось за госкомпаниями, отмечают аналитики RAEX: на первое место по итогам полугодия поднялся "Сбербанк Лизинг", на втором - Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), "ВТБ Лизинг" занимает третью позицию. Доля крупнейшего лизингодателя на рынке в первом полугодии достигла 17% нового бизнеса против 13% годом ранее, отмечает агентство, а доля трех крупнейших лизинговых компаний в объеме нового бизнеса составила 39% против 34% годом ранее.
Несмотря на снижение доли автолизинга в общем объеме рынка с 40% до 35%, в абсолютном выражении этот сегмент вырос на 38%, как считают аналитики RAEX, за счет реализации госпрограмм по линии Минпромторга РФ. Как и прежде, автолизинг остается крупнейшим сегментом рынка, причем продажи грузовых автомобилей в лизинг растут быстрее, чем легковых (прирост объема лизингового бизнеса компаний с грузовиками составил около 55%, с легковушками - 24%). Оживление российской экономики в сочетании с господдержкой лизинга, по оценкам RAEX, способно привести к росту автосегмента на 30%, а июльское увеличение госсубсидий на покупку грузового автотранспорта и спецтехники с 10% до 12,5% приведет к дополнительному повышению спроса.
В крупнейшей на этом рынке лизинговой компании "Европлан" (входит в группу "САФМАР Финансовые инвестиции" Михаила Гуцериева) считают, что стремительный рост бизнеса в автосегменте обеспечивается активностью частных лизинговых компаний и ростом популярности лизинга как способа покупки автомобиля. "В 2014 году доля лизинга в продажах легковых автомобилей в России составляла 5,1%, по итогам 2016 года - 8,1%, а по итогам первого полугодия 2017 года - уже 8,5%,- рассказывает генеральный директор компании Александр Михайлов.- Это говорит о том, что происходит сокращение нашего отставания от развитых экономик, где этот показатель часто превышает 30%".
Директор по продажам "Альфа-Лизинга" Дмитрий Пушкин констатирует, что в сегменте лизинга грузовых автомобилей сыграл свою роль "правильно подобранный фокус госсубсидий", сделав бенефициаром программы крупнейшего в России производителя грузовиков КамАЗ, тогда как в сегменте легковых автомобилей, по его мнению, "рост, очевидно, недостаточен, хотя и показывает положительную динамику несколько месяцев подряд". В то же время драйвером в легковом сегменте служит "грамотная стратегия агрегаторов таксомоторных парков", таких как "Яндекс-Такси" и Gett, которые в сотрудничестве с лизинговыми компаниями сформировали готовое решение для начинающих и крупных игроков рынка такси: скидка к цене автомобиля, аванс за счет субсидии, специальный пакет страхования. Дальнейшего роста рынка в следующем году можно ожидать только при сохранении объема всех субсидий на уровне не меньшем, чем есть сейчас, считает господин Пушкин.
Коммерсантъ