← Негабаритные и опасные грузы

Первая партия СПГ с Ямала направилась в Европу

Первая партия СПГ с Ямала была направлена в Европу вопреки ранее сделанным заявлениям, что первыми получателями станут потребители в Юго-Восточной Азии, где сложилась очень благоприятная рыночная конъюнктура. Глава "Новатэка" NOTK Леонид Михельсон даже высказал мнение, что при нынешних ценах на природный газ в Азии, Европа российского СПГ не дождется вовсе. Однако глава "Новатэка" поспешил с подобными заявлениями.
Покупателем первой партии продукции, произведенной в рамках проекта "Ямал СПГ", стала Novatek Gas and Power. Эта компания является торговой структурой "Новатэка", созданной для реализации СПГ за рубежом. Отгрузка первой партии в Юго-Восточную Азию выглядела логично с точки зрения экономики, поскольку цены на природный газ в регионе выше, чем на других рынках.
По данным министерства экономики, торговли и промышленности Японии, в прошлом месяце средняя спотовая цена на СПГ в стране достигла 9/млн BTU - максимальное значение с января 2015 года. Участники регионального рынка сообщают, что тенденция к повышению цен на топливо продолжается в этом месяце и уже превысила 10/млн BTU. Япония - крупнейший импортер СПГ в мире. Потребление этого вида топлива в стране превышает 80 млн т/г.
Кроме того, другие страны региона - Южная Корея, Китай и Тайвань - быстро наращивают импорт СПГ. На внутреннем рынке Китая цена тонны СПГ уже превышает $1000 в связи с холодной погодой, которая установилась на северо-востоке страны, включая столичный регион. Для предотвращения дефицита природного газа китайская компания СNOOC вынуждена арендовать два СПГ-танкера для использования их в качестве плавучих хранилищ.
Несмотря на высокие цены и острую потребность в газе, китайская CNPC сообщила, что первая партия СПГ с Ямала была направлена на Запад, а не на Восток. О причинах принятия такого решения компания не распространялась.
Согласно данным компании VesselValue, которая отслеживает маршруты грузовых судов, "Кристоф де Маржери" направляется в датский порт Скаген, а прибытие ожидается 17 декабря. При этом, датские власти не возражают против российского газа в сжиженном виде, но выступают против российского трубопроводного газа, который должен поступать в Европу - в том числе в Данию - по "Северному потоку-2", маршрут которого проходит через территориальные воды этой страны.
Позже стало известно, что покупателем первой партии СПГ с Ямала стало британское подразделение малайзийской нефтегазовой компании Petronas - Petronas LNG UK (PlUK). При этом, PLUK плотно сотрудничает с другим подразделением головной компании - Petronas Energy Trading (PETL), занимающейся реализацией природного газа через газораспределительную систему Европы. Именно PETL стал реальным получателем первой партии СПГ, которая будет реализована на европейском рынке.
Заместитель правления "Новатэка" Лев Феодосьев заявил, что "Ямал СПГ" начнет поставки по долгосрочным контрактам только в апреле 2018 года. До этого срока вся произведенная в рамках проекта продукция - до 14 партий СПГ - будет реализовываться на спотовом рынке.
По-видимому, неблагоприятные погодные условия стали причиной отправки первой партии СПГ с Ямала в западном направлении, поскольку в настоящее время цены на природный газ в Европе значительно ниже, чем в Юго-Восточной Азии. Европейские страны не испытывают дефицита в топливе, несмотря на относительно холодную погоду на Северо-Западе европейского континента.
Ранее "Ямал СПГ" и бельгийская компания Fluxys LNG подписали 20-летний контракт на перегрузку СПГ в объеме 8 млн т/г порту Zeebrugge для последующей отправки потребителям в Юго-Восточной Азии. Поставки будут осуществляться, в случае невозможности транспортировки СПГ в восточном направлении из-за сложной ледовой обстановки.
Уже в ноябре у побережья Чукотки и Восточно-Сибирского моря сложилась неблагоприятная ледовая обстановка. СПГ-танкер "Борис Вилькицкий", который в ноябре осуществлял проход по Северному морскому пути, испытывал серьезные трудности при преодолении ледового покрова в районе Новосибирских островов.
"Борис Вилькицкий" - СПГ-танкер ледового класса Arc 7, построенный в Южной Корее по заказу греческой компании Dynagas. Судно имеет схожие с "Кристоф де Маржери" технические характеристики. Считается, что танкеры класса Arc 7 способны преодолевать льды толщиной до 2 м, однако это требует больших энергетических затрат и значительно увеличивает срок доставки.
Поскольку погодные условия в восточной части Северного морского пути остаются крайне неблагоприятными, то нельзя исключать, что последующие партии СПГ с Ямала будут экспортироваться в западном направлении.
"Новатэк" продолжает строительство завода по производству сжиженного природного газа в рамках проекта "Ямал СПГ", состоящий из трех технологических линий мощностью 5,5 млн т каждая. Кроме того, руководство объявило о планах построить дополнительную линию мощностью 1 млн т/г, для чего уже определена соответствующая смета в размере $450-500 млн. На прошлой неделе была запущена в эксплуатацию первая очередь СПГ-завода. Вторая и третья линии будут введены в строй в 2018 и 2019 годах. По утверждению подрядчиков, строительство второй и третьей линий ведется опережающими темпами, поэтому введение их в эксплуатацию можно ожидать раньше намеченного срока.
Китай будет получать более 4 млн т СПГ после того, как "Ямал СПГ" будет запущен на полную мощность. Для стабильных поставок газа в страны Юго-Восточной Азии "Новатэк" планирует построить терминал для перевалки и маркетинга СПГ на Камчатке. Компания намерена привлечь партнеров для реализации этого проекта, но сохранит за собой контрольный пакет акций, как и в "Ямал СПГ". Инвестиции в создание терминала на Камчатке оцениваются в 60 млрд руб.
К 2030 году "Новатэк" увеличит добычу природного газа до 126 млрд куб. м посравнению с 63,5 млрд куб. м в этом году, а производство СПГ должно возрасти до 55-57 млн т. Российская компания может стать крупнейшим производителем СПГ в мире, от которого будет зависеть ситуация на глобальном рынке газа.
Многие эксперты уже предрекли, что "Новатэк" станет конкурентом "Газпрома". Однако такие заявления беспочвенны, поскольку рынки трубопроводного газа и СПГ, несмотря на всю схожесть, являются разными рынками. Кроме того, при текущих котировках нефти, к которым привязаны цены на трубопроводных газ, продукция "Ямал СПГ" конкурировать не может.
ПРАЙМ