Якутия устала терпеть ущерб от контрабанды: в регионе всерьез заговорили о проблеме обращения с особо ценным ресурсом - бивнем мамонта.
Вскоре в республике появится единый оператор по сбору, переработке и экспорту этого ценного материала. Об этом вчера, 9 января, заявил министр инвестиционного развития и предпринимательства Якутии Антон Сафронов. Таким образом власти надеются взять добычу этого ресурса под свой контроль. Предприятие появится в Якутии при содействии партнеров из Китая - главного покупателя мамонтовой кости.
По мнению министра, создание единого оператора позволит снизить долю черного рынка бивней мамонта, увеличить ежегодный объем лицензированной добычи и создать от 2 до 5 тысяч сезонных рабочих мест в северных районах республики.
Идея обрадовала многих якутских чиновников. "В этой сфере вмешательство государства будет полезным и уместным, а главное - долгожданным", - уверен депутат Госдумы от Республики Саха (Якутия) Федот Тумусов. Однако будет ли так силен эффект от создания нового комплекса при отсутствии законодательного регулирования вопроса добычи и сбыта остатков вымерших животных?
Россия - единственный в мире экспортер мамонтового бивня, лежащего на территории вечной мерзлоты в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Красноярском крае, Магаданской области, на Чукотке и в Якутии.
Самыми большими запасами костей мамонтов в мире - более 80%, а это около 450 тысяч тонн - владеет Республика Саха (Якутия). Бивни мамонта добываются в 13 из 34 якутских улусов (районов). 77 недропользователей, получившие официальные лицензии, в 2016 году собрали более 80 тонн материалов мамонтовой фауны. Кстати, выкупать лицензию на сбор остатков приходится и ученым, преследующим исключительно научные цели.
В 1989 году Китай запретил торговлю слоновой костью, и спрос на поставку бивней мамонта с российского Севера тут же вырос и остается высоким до сих пор: в Китай экспортируется порядка 90% всего объема добычи. Азиатские мастера изготавливают из ценного материала сувенирную продукцию и предметы искусства.
Охота за мамонтовыми бивнями - дело очень сложное, но прибыльное. За один бивень можно выручить 10?45 тысяч долларов, цена зависит от степени его сохранности. Продав один экземпляр, можно безбедно жить месяцами, но для жителей отдаленных населенных пунктов охота за бивнями - единственный способ заработка.
Несмотря на то, что по региональному закону добывать останки мамонтов можно только по лицензии, на практике большинство искателей бивня работают нелегально. Сколько сейчас экспортируется этого ценного ресурса - никто точно не знает. Эксперты говорят, что доход от контрабанды достигает 3 млрд рублей, и эта цифра в 120 раз превышает официальные объемы экспорта.
Лицензия разрешает сбор только тех бивней, которые оказались на поверхности в результате таяния вечной мерзлоты. Но нелегалы в погоне за прибылью наносят ущерб окружающей среде: применяя мощные помпы для вымывания бивней из почвенного слоя, они разрушают берега озер и рек и меняют русла водных объектов.
Изучив законодательную сторону вопроса, можно сказать, что прибыльное дело по промышленной добыче мамонтовой фауны абсолютно не регулируется. В Федеральном законе "О недрах" останки мамонтовой фауны названы "коллекционным палеонтологическим материалом", а значит, добывать их в таких объемах, как полезные ископаемые, нельзя. Вместе с тем "теневая" добыча уже давно носит полноценный промышленный характер.
Правительство Якутии считает, что бивни мамонта должны быть занесены в качестве ископаемого ресурса в Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод. Эта инициатива была впервые озвучена в 2009 году и подкреплена научно, после получила одобрение комитета по агропромышленной политике Совета Федерации - но до сихпор ждет закрепления на бумаге.
Также региональные власти настаивают на внесении изменений в закон "О недрах", чтобы регион мог сам распоряжаться территориями, где лежат ценные запасы. "Ситуация не изменится до тех пор, пока торговля бивнями будет находиться под контролем федеральных властей", - считает руководитель департамента по внешним связям Республики Саха Владимир Васильев.
Виртуальная таможня
