Aireon - партнерство между спутниковым оператором Iridium и рядом авиадиспетчерских агентств - собирается с помощью спутников обеспечить полное наблюдение за самолетами на трансатлантических рейсах, что позволит выбирать более короткие и удобные маршруты и высоты.
Все большая нагрузка ложится на плечи авиадиспетчеров по мере роста объемов авиаперевозок через трансатлантические коридоры. Наземные радары имеют ограничения по зоне действия и в основном не способны отслеживать самолеты в режиме реального времени. Слепые зоны могут достигать сотни миль, и чтобы избежать столкновений, маршруты прокладывают не всегда по кратчайшей траектории. Полет становится дольше, тратится больше топлива, стоимость перелета возрастает.
"Можно подумать, что самолет летит более или менее прямо из точки А в точку Б, - говорит Дон Тома, глава Aireon. - Но маршруты могут больше походить на спирограммы".
Технология ADS-B, которую разрабатывает Aireon, станет отслеживать коммерческие авиарейсы повсюду в мире в режиме реального времени, даже в самых отдаленных точках над океанами. В результате партнерство надеется снизить время полетов, расход топлива и эмиссию углекислого газа, а также сэкономить сотни миллионов долларов ежегодно для авиакомпаний и перевозчиков вроде UPS и FedEx.
Для того чтобы оптимально управлять воздушным движением, диспетчерам и пилотам нужны три вещи: пилоты должны знать свое точное местоположение; диспетчеры должны быстро и надежно коммуницировать со всеми пилотами в воздушном пространстве; и диспетчеры должны отслеживать точное местоположение, направление, высоту и скорость движения каждого самолета в каждой зоне.
Если один из этих компонентов отсутствует, или данные оказываются недостоверными, диспетчеры вынуждены предпринимать меры предосторожности, разводя самолеты на значительное расстояние друг от друга.
Первые два компонента - бортовая система GPS и голосовая коммуникация между диспетчерами и пилотами - работают хорошо и постоянно улучшаются, а вот способность отслеживать самолеты в реальном времени от них отстает.
Решением может стать система ADS-B. Она состоит маяков на самолете, которые автоматически передают данные о своем местонахождении наземному приемнику дважды в секунду. Такие станции уже строятся в США и некоторых других странах. А сеть Aireon возьмет на себя океаны и покроет каждую квадратную милю воздушного пространства, до которого не дотягиваются наземные станции.
Для этого у компании уже есть модули, работающие на борту сорока недавно запущенных спутников Iridium - всего их должно стать 75. Оставшиеся поднимутся на орбиту на борту ракеты SpaceX Falcon 9, сообщает Fortune.
В начале года на орбиту был выведен первый спутник для онлайн-трансляций, который может снимать и передавать в разрешении 4К. Европейское космическое агентство надеется с их помощью решить транспортную проблему мегаполисов.
Хайтек