← ЭДО, ИТ в логистике

Электронная пломба поможет России привлечь транспортные потоки

Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК "ТелеТрейд":
- Уже сиюля 2018 года в России должна появиться принципиально новая система контроля за транзитными перевозками на основе IT-технологий. Сухие строки соответствующего законопроекта таковы: "Электронные идентификаторы (навигационные пломбы) - устройства, функционирующие с использованием технологии <:> ГЛОНАСС, обеспечивающие передачу <:> информации о маршруте движения транспортного средства, а также о сохранности (вскрытии) устройства".
Для понимания революционности нововведения сопоставим его с существующим порядком. Сейчас транзитные грузы, проходящие через нашу страну, оформляются на таможне и опечатываются традиционным способом. В пути необходимо постоянно проверять, не вскрыта ли пломба, нет ли подмены или недостачи груза. А если это происходит, то неясно, когда, где это произошло, кто повинен в этом.
Нужно учитывать огромный транзитно-логистический потенциал России. Он, по оценкам экспертов, превышает $100 млрд в год. Но пока он сдерживается, среди прочего, и недостатками таможенно-транспортных процедур. О потерях, подмене грузов много раз сообщала ФТС и транспортные компании из Китая. Сейчас высокодоходные грузы идут в основном морем, в обход территории России. Новшество поможет России в борьбе за привлечение транспортных потоков, например между Китаем и Европой. Ведь Поднебесная начинает глобальный инфраструктурный проект "Один пояс - один путь", о котором неоднократно писал РЖД-Партнер.
Суть технологии в том, что на границе груз (вагон, контейнер, фура и пр.) опечатывается электронной пломбой. Это и запирающее устройство, и электронный хранитель всей информации о грузе, маршруте, отправителе и получателе. Пломба интегрирована и с базой ФТС, и с системой ГЛОНАСС. Последняя не только отслеживает местоположение груза. Она получает сигнал в случае вскрытия груза в пути, что предотвращает злоупотребления.
Таким образом, навигационные пломбы позволяют оперативно оформлять транзитные грузы на таможне за счет электронного документооборота, избежать остановок в пути для проверки груза, препятствуют его потерям и замене. Все это радикально снижает стоимость и сроки перевозок, увеличивает их надежность. Для внедрения системы не нужно крупных организационных структур, поскольку она станет работать на базе сети "Платон". Оплачивать использование пломб, по законопроекту, будут отправитель или получатель груза, но они и заинтересованы в их применении.
РЖД-Партнер