← Логистика, грузы

Линия Баку - Тбилиси - Карс неэффективна для российских и европейских экспортеров

Магистраль Баку - Тбилиси - Карс (БТК), расположенная между Каспийским и Черным морями, не будет востребована среди грузовладельцев России и стран ЕС, считает член правления НП "Гильдия профессионалов" ВЭД "Гермес" Юрий Ковалев.
"Магистраль БТК выступает альтернативой Шелковому пути, пролегающему через территорию России. При этом уровень затрат на транспортировку грузов по БТК будет значительно выше издержек на перевозку по Транссибу.
"Российским и европейским экспортерам выгоднее перевозить грузы, к примеру, через Новороссийск с тем же выходом к Черному морю. - Отмечает Ю. Ковалев. - Нет никакого смысла отправлять грузы в Астрахань, потом по Каспийскому морю до Баку и далее уже по БТК. Полагаю, что данная ветка призвана решить в первую очередь геополитические задачи по созданию альтернативы, хотя и неэффективной, российскому железнодорожному маршруту".
Однако в случае обострения отношений между РФ и ЕС, БТК может стать запасным вариантом. В начале февраля председатель ЗАО "Азербайджанские железные дороги" Джавид Гурбанов сообщил Azerbaycan 24 о планах Австрии приступить к отправке грузов по маршруту БТК в Казахстан с апреля текущего года. По его словам, железнодорожной линией заинтересовались также Китай и страны Центральной Азии.
Логистические компании Азербайджана - основногоинициатора строительства БТК - не располагают крупными заказами на контейнерные перевозки по БТК, хотя технически готовы их осуществлять. Пока линия работает в тестовом режиме. По магистрали проехало всего четыре контейнерных поезда с совокупным объемом в 500 контейнеров. Ввод объекта в эксплуатацию состоялся 30 октября 2017 года.
Рост объемов контейнерного сообщения на БТК ограничивают нерешенные организационные вопросы на границе между Грузией и Турцией. В частности, испытывались трудности по перевозке вагонного состава через турецкую таможню, поясняет директор транспортно-экспедиционной компании LA Cargo Azerbaijan Лейла Ахундова.
"Однако на начальной стадии любой масштабный проект проходит естественную проверку на эффективность. Сейчас, когда БТК работает в тестовом режиме, грузоотправители не готовы брать на себя дополнительные риски, что влияет и на временное отсутствие спроса", - комментирует Л. Ахундова.
Несмотря на временные сложности, транспортно-экспедиционные компании Азербайджана с нетерпением ждут возможности наладить поставки по новому маршруту, отмечая его высокие перспективы для региона.
В частности, представитель железнодорожного оператора ЗАО "Азрустранс" (совместное предприятие ЗАО "Железные дороги Азербайджана" и ЗАО "Русагротранс") также сообщил о том, что в компании данный маршрут считают перспективным и планируют его освоить.
Судя по данным азербайджанских СМИ, Грузия, Турция и Азербайджан окончательно согласуют грузовое сообщение по магистрали БТК уже в апреле текущего года. По расчетам сторон, на начальном этапе грузооборот на отрезке БТК должен составить около 5 млн т в год с дальнейшим ростом до 15-17 млн т в год.
РЖД-Партнер