Таможенное администрирование в РФ остается недостаточно эффективным, по сравнению с лучшими мировыми практиками, при этом множественные проверки со стороны контролирующих органов только создают излишнее давление на бизнес. К таким выводам пришли авторы доклада, эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР). Дабы изменить ситуации. Они предлагают изменить показатели эффективности работы таможни с учетом затратности контроля и объема товарооборота.
Так, процесс таможенного оформления предлагается кардинально пересмотреть. В частности, рекомендуется ввести обязательное предварительное декларирование. Оно позволит зафиксировать факт ввоза в адрес конкретного импортера. При этом каждой партии предлагается присваивать единый номер, с помощью которого можно будет вести сквозной контроль вплоть до момента розничной продажи товара. А выпуск товара осуществлять до уплаты пошлин под финансовые гарантии импортера. Причем гарантии будут распространяться не на товар, а на определенный временной отрезок. Завершением оформления предлагается считать факт принятия товара к бухучету и подтверждения верности расчета и уплаты всех необходимых платежей. В перспективе, этим вместо таможни сможет заниматься Налоговая служба по месту регистрации импортера.
В пунктах пропуска ЦСР рекомендует создать «единое окно», которое позволит одновременно передавать документы и таможне, и Россельхознадзору, и Роспотребнадзору. Информационные фазы ФНС и ФТС также лучше объединить, добавляют авторы доклада. «Информационная разобщенность налоговой и таможенных служб позволяет компаниям уклоняться от уплаты пошлин и внутренних налогов с использованием фирм-однодневок», – отмечается в докладе.
Во избежание подобных фактов, ЦСР считает целесообразным сначала передать налоговой функции взимания косвенных платежей, а затем и все остальные таможенные платежи. При этом исчисление пошлин может происходить в те же сроки, что и налогов. – В целом подход, при котором есть обязательное предварительное декларирование, система финансового обеспечения, охватывающая период не только до выпуска, но и после, с эффективно работающей системой прослеживаемости, может быть оправдан, но сначала все эти условия должны быть выполнены, – оценил предложения ЦСР замглавы ФТС Тимур Максимов.
Передача полномочий ФНС таит в себе бюджетные риски, а предоставление финансовых гарантий может стать серьезным обременением для российских компаний, добавил господин Максимов. – Важно понимать, что при передаче этих полномочий и неизменности отчетных налоговых периодов будут два последствия: кассовый разрыв и падение собираемости пошлин. Сейчас ФТС на этапе до выпуска собирает 100% от начисленного, – пояснил замглавы ФТС.
Также в Таможенной службе считают, что вместо объединения информбаз достаточно обмена данными в режиме онлайн. ЦСР соглашается с ФТС и отмечает, что до начала масштабных изменений нужно сформировать резерв на случай недобора платежей. Кроме того, потребуется изменить наднациональные документы и новый ТК ЕАЭС в том числе. Однако кодекс позволяет реализовать большинство норм за счет корректировок в национальном праве, отмечают эксперты ЦСР. В качестве примера они приводят Казахстан, где уже занимаются подготовкой пакета аналогичных упрощений. Напомним, что на днях первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что правительство отказывается от идеи создания единого фискального органа власти путем слияния ФНС и ФТС. Однако ведомствам настоятельно рекомендовали наладить более тесное взаимодействие.
Logirus