Не лучшие времена переживает судоходство на Урале.
В прошлом году с началом навигации по реке перевезли всего 50 тысяч тонн грузов. Это в два раза меньше, чем, к примеру, четыре года назад. Причин несколько. Предприятия, занятые в этой сфере десятилетиями не обновляли технику. Не идут работать на речной флот и молодые специалисты. Но главное - экология Урала. Река мелеет и загрязняется.
Старые баржи и теплоходы на берегу Урала ждут лучших времён. Речник с 40-летним стажем Николай Свитич вспоминает: «Раньше речное судоходство было самым дешёвым и быстрым». Сейчас в этой сфере осталось всего два предприятия, да и те перебиваются мелкими заказами.
Николай Свитич, предприниматель:
- В основном перегоняем свою продукцию, насосные станции, в Атыраускую область, перегоняем военную технику. В прошлую навигацию 8 рейсов ездил в Атыраускую область. В этом году пока заказов нет.
В прошлую навигацию по Уралу перевезли 50 тысяч тонн грузов и 11 тысяч пассажиров. Но было время, когда объемы речных грузоперевозок достигали 3 миллионов тонн в год. Урал мелеет на глазах. Если в 80-ые годы уровень воды поднимался до 2 метров, то сегодня едва дотягивает до 30-40 сантиметров. Поэтому перевозками можно заниматься только весной, да и то - во время паводка.
Каждый год дно реки чистят от мусора. В этом году в планах достать из водоёма порядка 5 тысяч тонн ила. Урал не случайно называют своенравным. Постоянно меняется глубина реки, из-за сильного течения на дне возникают перекаты, то есть мелководье. Эти места надо постоянно углублять. В этом году средства выделили на разработку всего 10-ти перекатов.
Владимир Горшунов, заместитель директора филиала РГКП «Қазақстан су жолдары»:
- У нас лимитирующих перекатов порядка 50-ти. Это те перекаты, которые в период половодья судоходству трудности создают. Надо производить больший объем очистительных работ на реке Урал тогда будет улучшаться экологическая обстановка.
Для эффективного очищения реки нужна современная техника - земснаряды и буксирные теплоходы. Но обстановочный флот отслужил все возможные сроки и требует замены. В последний раз Уральское предприятие водных путей обновляло технику 5 лет назад.
