В Минздраве России не считают, что какой-либо ущерб пациентам нанесет возможное внесение аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ) в список продукции, импорт которой для государственных нужд станет фактически невозможным. Об этом говорится в официальном ответе ведомства на запрос издания Vademecum.
Ранее ряд социально ориентированных НКО поддержал обращение Фонда помощи людям с БАС «Живи сейчас» к президенту России Владимиру Путину и другим представителям высшего руководства страны с просьбой предотвратить очередную попытку распространения ограничений импорта на ИВЛ. Причиной они назвали недостатки отечественных аппаратов, которые, при относительно низкой цене, «не подходят для длительной вентиляции легких, необходимой паллиативным больным», они громоздки и не могут использоваться на дому, а также они «не соответствуют современным требованиям, особенно по возможности применения вспомогательной вентиляции».
Как заявили теперь в Минздраве, по действующим правилам закупок, в документации тендера заказчики должны указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара. При этом они могут указать конкретный товарный знак с учетом его возможной замены эквивалентами, либо при условии несовместимости других аппаратов с уже использующимся у заказчика оборудованием, или необходимости покупки запчастей.
Таким образом, считают в министерстве, учреждение может обозначить при закупке необходимые характеристики аппаратов, не имеющих качественных аналогов, произведенных в России или странах Таможенного союза.
Ранее стало известно о планах Минпромторга добиться включения импортных аппаратов ИВЛ в список товаров, которые не могут участвовать в торгах, если там представлены не менее двух аналогичных товаров, сделанных в РФ или странах ЕАТС.
Такое решение «поставит под угрозу жизнь десятков тысяч граждан нашей страны и нанесет значительный ущерб качеству и доступности медицинской помощи в России», подчеркивают авторы обращения к президенту. Среди подписавших его организаций — благотворительные фонды «Живой», «АдВИТА», «Мой Мио», «Дети наши», «Детские сердца», «Предание» и другие. Инициативу также поддержали фонд «Семьи СМА» и благотворительное общество «Адреса милосердия».
Это уже не первая попытка ведомства расширить упомянутый перечень, включив в него в том числе и аппараты ИВЛ, рассказала в сентябре 2018 г. порталу Милосердие.ru глава БФ «Семьи СМА» Ольга Германенко. До сих пор общественным активистам и НКО удавалось противостоять таким попыткам, напомнила она.
«В 2015 году удалось значительно сократить этот перечень, который предполагалось добавить в приказ по ограничению госзакупок, и аппараты ИВЛ оттуда исчезли, — рассказала руководитель благотворительной организации. — Аналогичная ситуация была в 2016 году, в 2017 году похожий перечень предлагался. Но все они не были приняты».
В 2015 году против включения аппаратов ИВЛ в ограничивающий импорт список выступил премьер-министр России Дмитрий Медведев, подчеркнув необходимость подробного обсуждения такого рода решений, прежде всего, с медицинским сообществом.