В мире насчитывается почти 40 полностью или частично автоматизированных портов. Недавний опрос лидеров отрасли, проведенный McKinsey & Company, показал, что реальные показатели большинства портов в результате автоматизации не увеличиваются в достаточной степени. Повышается безопасность, значительно снижается количество нарушений, связанных с человеческим фактором, а производительность становится более предсказуемой. Вместе с тем, респонденты указали, что такие порты, особенно полностью автоматизированные, как правило, менее производительны, чем их обычные аналоги. Отставание рентабельности инвестиций в некоторых портах достигает одного процентного пункта от отраслевого стандарта в размере около 8%.
Первый автоматизированный контейнерный порт был разработан в Европе в начале 1990-х годов. С тех пор многие порты - более 20 за последние шесть лет - установили оборудование для автоматизации хотя бы некоторых процессов на своих терминалах. Согласно данным исследования McKinsey, по самым смелым оценкам, в такие проекты было инвестировано не менее 10 млрд долларов. Скорее всего, этот процесс будет ускоряться: ожидается, что в автоматизацию портов будет инвестировано от 10 до 15 млрд долларов в течение следующих пяти лет.
На первый взгляд, контейнерные порты кажутся идеальными местами для автоматизации. Физическая среда структурирована и предсказуема, действия просты и воспроизводимы. Они генерируют огромные объемы легко собираемых и обрабатываемых данных. Тем не менее, порты движутся медленнее, чем сектора сопоставимой сложности, отчасти потому, что экономика их автоматизации не оправдала ожиданий. В горнодобывающем секторе некоторые из первых разработок в сфере автоматизации оптимизировали затраты и производительность на 20–40%. В складском бизнесе улучшения были оценены в 10-30%. Автопроизводители успешно автоматизировали сложные процессы, и некоторые виды используемого ими оборудования, такие как автоматизированные транспортные средства и роботы для погрузки-разгрузки материалов, имеют большое значение для портов.
Эксперты считают, что для успешной портовой автоматизации операторам портов необходимо заново перепроектировать операционные модели, составить строгий план управления проектом и коммуникации, отвести достаточно времени на тестирование, а также определить дорожную карту для реализации ценности от автоматизации.
Успешные проекты по автоматизации портов порты показывают, что в результате тщательного планирования и управления эксплуатационные расходы можно сократить на 25–55%, а производительность увеличить - на 10–35%. В долгосрочной перспективе эти инвестиции проложат путь к новой парадигме, называемой «Порт 4.0» - переходу от оператора активов к сервисному оркестратору в рамках масштабного перехода к Индустрии 4.0 или цифровому повышению эффективности во всей мировой экономике. Для реализации этого видения потребуются инновационные бизнес-модели и формы сотрудничества, подчеркивают аналитики.
В исследовании приняли участие более 40 участников из ведущих компаний в крупных портах Китая, Европы, Ближнего Востока, Сингапура и США, мировые поставщики средств автоматизации и программного обеспечения, а также эксперты из академических кругов, компаний по управлению активами порта и судоходных компаний. Более трех четвертей участников занимают посты старших руководителей или руководителей высокого уровня.