Российский морской регистр судоходства (РС, Регистр) пригласил специалистов научно-исследовательских центров, изготовителей судового оборудования и систем, других участников отрасли к обсуждению вопросов, связанных с развитием технологий безэкипажного судоходства – эта тема стала одной из ключевых на прошедших в конце марта в Главном управлении Регистра заседаниях секций Научно-технического совета РС (НТС) «Судовое радио- и навигационное оборудование» и «Электрооборудование и автоматизация судов».
Как рассказал начальник отдела электрического оборудования и автоматизации Владимир Викулин, актуальность этой проблематики для Регистра обусловлена стремительным развитием технических возможностей в отношении дистанционного и автоматического управления судами и технологическими процессами. Кроме того, в рамках Международной морской организации (ИМО) начиная с 2018 года ведется плановая работа по оценке международной нормативной базы (Regulatory Scoping Exercise - RSE) на предмет применимости требований существующих Конвенций и Кодексов к морским автономным надводным судам (MASS/МАНС) и выявления сфер развития требований к таким судам, для обеспечения их безопасной эксплуатации на рынке морских перевозок.
На уровне МАКО направление «Умные суда/Интеллектуальные суда/МАНС» также отнесено к стратегическим. Так, на 11-м заседании панели «Безопасность», прошедшем в марте этого года под председательством Регистра, подведены итоги анализа МАКО Главы II-2 «Конструкция - Противопожарная защита, обнаружение и тушение пожара» Международной конвенции СОЛАС, Международного Кодекса по системам пожарной безопасности (FSS Code) и Международного Кодекса по применению процедур испытания на огнестойкость (FTP Code) проведенного в рамках RSE.
Кроме того, по поручению Министерства транспорта Российской Федерации Регистр в настоящий момент участвует в реализации мероприятий «Дорожной карты» в рамках Национальной технологической инициативы по направлению «Маринет», основной задачей которой является поддержка перспективных технологий, в том числе безэкипажных судов и электронной навигации, путем совершенствования существующего законодательства и разработки новых национальных стандартов.
Выполнение научно-исследовательской работы по этой теме по заказу Регистра, запланированной на 2019 год, позволит разработать соответствующие предложения по дополнению и уточнению международной и национальной нормативной базы, а также актуализировать правила Регистра, в частности в отношении судового электрооборудования, автоматизации, средств радиосвязи и навигации, в соответствии с современными задачами развития отрасли», - отметил В. Викулин.
Выступая на заседании НТС, участники секций и приглашенные специалисты рассказали о своих разработках в сфере безэкипажных судов. Так, начальник картографической службы ФБУ «Администрация «Волго-Балт» Вячеслав Бекряшев доложил о создании тестовой акватории, которая позволит обеспечить всестороннюю проверку разрабатываемых программно-аппаратных комплексов, информационно-аналитических сервисов в рамках глобальной концепции е-навигации, и также может быть использована для испытаний безэкипажных судов, как управляемых дистанционно, так и автоматических.
Директор Научно-образовательного центра «Беспилотные технологии на водном транспорте» Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова Владимир Каретников рассказал о ряде исследований, в ходе которых были разработаны система контроля мореходности судов, позволяющая удаленно оценивать управляемость и остойчивость судна в режиме реального времени, система маневрирования и безопасного расхождения судов и система дистанционного управления судном.
Директор по продвижению проектов АО «Кронштадт технологии» Виктор Ефимов информировал о ходе пилотного проекта «БЭС-КФ» по созданию единой технологической платформы безэкипажного управления морскими судами коммерческого флота различного назначения, с помощью которой можно решать задачи по отработке алгоритмов такого управления, обучению специалистов морского флота работе с судами различной степени автономности, а также моделированию совместного использования традиционного и безэкипажного флотов.
Заместитель заведующего кафедрой корабельных систем управления по научной работе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Андрей Шпекторов сообщил о достижениях университета в области разработки систем управления автономных беспилотных объектов.