Ведомства финансово-экономического блока согласовали решение о введении временного квотирования экспорта отходов и лома черных металлов, сообщил "Интерфаксу" источник в финансово-экономическом блоке правительства.
"Признать целесообразным введение с 1 июля по 31 декабря 2019 года количественного ограничения на экспорт отходов и лома черных металлов (код 7204 ТН ВЭД) с территории РФ в государства, не являющиеся членами ЕЭАС", - говорится в проекте протокольного решения подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, одобренном Минфином и Минэкономразвития, сообщил собеседник агентства.
Этим же решением Минпромторгу будет поручено внести в правительство проект соответствующего постановления.
Как сообщал ранее источник "Интерфакса", идея введения временного квотирования экспорта отходов и лома черных металлов, дифференцированного по регионам, обсуждалась в начале июня на совещании у вице-премьера РФ Дмитрия Козака. По словам собеседника агентства, квотирование в среднем по России будет находиться на уровне 60-70% от исторических экспортных поставок лома.
Квотирование не будет распространяться на страны ЕАЭС, в том числе Белоруссию, в которую ежегодно поставляется около 1 млн тонн лома при общем объеме российского экспорта в 5-5,5 млн тонн в год.
По мнению Фонда развития трубной промышленности (ФРТП), лоббирующего интересы крупнейших российских трубопроизводителей, ограничение экспорта стального лома позволит стабилизировать загрузку мощностей в отрасли и сдержать рост себестоимости трубной металлопродукции. По данным ФРТП, прирост средних цен на лом в 2017-2018 гг. составил 52%, при этом повышение себестоимости производства бурильных труб OCTG в 2018 году составило 22,5%, из них на лом пришлось более половины (13%). Фонд также указывал на недостаток сырья для электросталеплавильных мощностей, которые за период с 2010 по 2016 гг. увеличились на треть - до 36,7 млн тонн с 27,5 млн тонн.
Против ограничений экспорта лома активно выступают ломозаготовители и портовики. Так, "Национальная саморегулируемая организация предприятий по обращению с ломом металлов, отходами производства и потребления" ("Руслом.ком") заявляла в феврале этого года, что запрет на экспорт лома был инициирован некоторыми металлургами и предприятиями трубной промышленности "с целью влияния на цену сырья путем ограничений внешнеторговых операций", что говорит, убеждены ломозаготовители, "как о дискриминации экспортеров и импортеров лома, так и о наличии скрытых (и даже явных) ограничений торговли". Ежегодные объемы сырья "Руслом.ком" оценивает в не менее 35 млн тонн, в то время как объемы потребления отечественной металлургии составляют около 28,5 млн тонн лома. При этом, по данным ассоциации, образование лома в стране превышает 45 млн тонн с учетом оборотного и амортизационного лома.
Ассоциация морских торговых портов (АСОП) в марте этого года также заявляла, что дефицит металлолома для переработки на российских металлургических предприятиях отсутствует, а суммарный объем заготовки превышает потребности российской металлургии. При этом значительные объемы экспорта осуществляются через порты тех регионов, где нет предприятий по его переработке. Запрет экспорта лома черных металлов, по мнению АСОП, может привести к "существенным негативным последствиям" для специализированных портовых операторов. В 2018 г. более чем 40 стивидорами во всех регионах страны было отгружено на экспорт чуть более 4 млн тонн этого вида груза. При этом у ряда портов металлолом составляет весомую долю грузооборота (до 30-40%).