Оптимальным сроком проведения эксперимента по использованию электронной транспортной накладной (ЭТрН) является один год, полагает исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина. По не подтвержденным официально данным пилот может быть запущен уже в начале 2020 года.
– В ходе эксперимента необходимо апробировать ключевые элементы процесса обращения электронной транспортной накладной, – пояснила собеседница «Логируса». – В их числе технологические аспекты, создание реестра электронных транспортных накладных и взаимодействие с федеральными органами власти, включая Министерство внутренних дел Российской Федерации (ГИБДД), Минтранс России и Федеральную налоговую службу.
Планируется, что в пилоте примут участие все представители товаропроводящей цепочки: от производителей товаров до розничных сетей, а также операторы электронного документооборота, добавила исполнительный директор СЭЛ.
Действующая на данный момент законодательная база позволяет использовать ЭТрН только в комплектных перевозках. Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом» был подготовлен еще в 2018 году. Изначально предполагалось, что документ, инициированный Минтрансом, будет принят и опубликован в ноябре 2018-го. Проект предусматривал, что переход на электронный документооборот будет добровольным и постепенным. Саму электронную накладную предлагалось принимать наравне с бумажной, не отменяя последней, но рассчитывая перейти на обязательный цифровой документооборот по истечении переходного периода.
Однако позднее появилась информация о переносе срока на декабрь 2019-го. Против такой отсрочки выступил НТИ «Автонет». По словам члена рабочей группы Дмитрия Лобанова «в разных регионах процент серых игроков разнится от 50% до 80%, поэтому внедрение системы, которая могла бы отслеживать все перевозки, является целесообразным». Так как электронная транспортная накладная не только позволит обелить рынок перевозок более чем на 60%, но и сократит издержки перевозчиков и сэкономит время специалистов, уверен господин Лобанов.
Напомним, первая в России грузоперевозка с полностью цифровыми документами была осуществлена в августе 2018-го. В рамках эксперимента, Traft осуществил доставку груза от склада «Л`Этуаль» до магазина ретейлера, расположенного в Москве.