В рамках испытаний оборудования централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) на Ровенской АЭС состоялось производственное совещание по рассмотрению результатов тестирования вагонов-транспортеров для контейнеров HI-STAR и HI-TRAC, предназначенных для обращения с ОЯТ.
Ровенская АЭС выбрана пилотной электростанцией на Украине по внедрению первых в мире железнодорожных вагонов-транспортеров для перевозки контейнеров американского производства HI-STAR и HI-TRAC на ЦХОЯТ в Чернобыльской зоне отчуждения.
Обсуждение результатов тестирования произошло в информационном центре РАЭС с участием межведомственной комиссии в составе представителей обособленных подразделений Энергоатома - Ровенской АЭС и «Атомпроектинжиниринг» (АПИ), компании «Holtec International» (США), АО «Дзидра» (Эстония), АО «Даугавпилсский локомотиворемонтный завод» (Латвия), АО «Укрзализныця», ООО« УК «Трансвагонсервис», Днепровского национального университета железнодорожного транспорта.
Комплексные испытания образцов вагона и железнодорожного транспортера для перевозки HI-STAR и HI-TRAC эстонского производства, а также вспомогательного оборудования латвийского производства проводились накануне соответствии с техническими задачами Энергоатома. Как отметил председатель приемной комиссии - генеральный директор Holtec International Ukraine Сергей Тараканов, испытания продолжались около восьми месяцев и в итоге прошли успешно.
По словам первого заместителя генерального директора - директора по новым ядерным установкам АПИ Игоря Орлова, аналогов данным вагонам-транспортерам в мире не существует.
«Основной целью изготовления и использования вагонов-транспортеров и вспомогательного оборудования является реализация государственного проекта по обеспечению энергонезависимости Украины, а именно ЦХОЯТ. На сегодняшний день готовность строительства хранилища оценивается в более чем 90%, технологическая готовность объекта составляет 62-64%. Для перевозки контейнеров Holtec International с ОЯТ от атомных энергоблоков к площадке ЦХОЯТ выбраны железнодорожные пути общего пользования. В ходе испытаний на специальных магистралях закреплялись контрольно-измерительные приборы, которые оценивали разгон, торможение, различные повороты и углы наклона для обеспечения безопасной перевозки данных вагонов-транспортеров», - сообщил И. Орлов.
В рамках заседания межведомственной комиссии гости осмотрели оборудования на станции «Промышленная» железнодорожного участка транспортного цеха Ровенской АЭС. Результатом мероприятия стало подписание актов приемки вагонов-транспортеров для ввода их в эксплуатацию на украинских железнодорожных магистралях, а также получение соответствующих разрешений на их серийное производство.
Напомним, в январе 2015 году «Энергоатом» подписал договор с американской компанией «Holtec International» на разработку и внедрение технологии обращения с ОЯТ. Централизованное хранилище строится на площадке площадью 18,2 га. Проектная вместимость ЦХОЯТ составит 458 контейнеров HI-STORM, которые смогут вместить в себя 16 529 отработанных топливных сборок. В рамках договора Holtec должен поставить специальное оборудование для сухого хранения ОЯТ и его транспортировки, а также предоставить Украине технологии, которые будут применены на АЭС, при перевозке топлива с АЭС на площадку ЦХОЯТ, а также в самом хранилище.