Грузовой беспилотный летательный аппарат, способный совершить мягкую посадку в случае ЧП, создали в Московском авиационном институте (национальный исследовательский университет), сообщает пресс-служба вуза.
"Планируется, что новое устройство будет использоваться для испытания новых образцов навигационной аппаратуры системы ГЛОНАСС в летных условиях", – говорится в сообщении.
Также его могут использовать в морских поисково-спасательных операциях, в качестве носителей ретрансляторов связи и для агрохимической обработки полей.
По словам инженера-конструктора, старшего преподавателя кафедры "Системный анализ и управление" МАИ Сергея Ахрамовича, новый беспилотник отличается высокой устойчивостью полета.
"Наш беспилотник – это по сути параплан, который при изменении погодных условий или возникновении нештатной ситуации обеспечивает мягкую посадку без негативных последствий для полезной нагрузки", – приводятся в сообщении слова Ахрамовича.
Он также отметил, что аппарат полностью автономный: в вузе для него разработали аппаратно-программный комплекс. На персональном компьютере задается маршрут, который беспилотник должен облететь, затем записывается на обычную флеш-карту и вставляется в бортовой компьютер.
Беспилотник способен принять на борт до 15 килограмм полезного груза и совершать автономный полет по заданному маршруту на большие расстояния, не задействуя оператора и системы телеуправления.
Конструкция представляет собой крыло аэрошютного типа, которое с помощью строп крепится к мотогондоле с бортовой системой управления и электрическим двигателем тяги. В зависимости от площади крыла грузоподъемность может достигать до 120 кг, время беспосадочного полета составляет до 3 часов и зависит от веса груза и емкости аккумуляторных батарей. Воздушная скорость горизонтального полета – до 50 км/ч.
Управление БПЛА осуществляется по высоте и углу тангажа двигателем тяги, а по курсу – клевантами (управляющими стропами), которые отклоняют заднюю левую и правую кромки аэрошютного крыла.
Конструкторы МАИ также задействовали искусственный интеллект: он принимает самостоятельное решение в зависимости от внешних условий и массы полезной нагрузки.
Архитектура экспертной системы разработана на языке CLIPS.
Большую часть времени аппарат осуществляет активное маневрирование по курсу и высоте, находясь в режиме планирования с выключенным двигателем тяги, что значительно увеличивает время полета беспилотника. Двигатель включается в случае необходимости.
В проекте задействованы студенты, аспиранты, молодые специалисты и ведущие ученые университета.
Летные испытания прошли на аэродроме "Алферьево", беспилотник выполнил все поставленные задачи.