В рамках внедрения технологии компании Holtec International (США) по обращению с отработанным ядерным топливом (ОЯТ) на площадку Ровенской АЭС прибыл транспортный контейнер HI-STAR, предназначенный для защиты многоцелевых контейнеров с ОЯТ от внешних воздействий во время их хранения и транспортировки с трех АЭС Украины.
Транспортный контейнер HI-STAR весом более 110 тонн доставлен на Ровенскую АЭС из морского порта Черноморск специальным автотрейлером. В турбинном отделении энергоблока №4 РАЭС выполнена перегрузка контейнера на железнодорожный вагон-транспортер специальным грузоподъемным краном (125 т.с.) для крупногабаритного и тяжеловесного оборудования. Работы успешно проведены силами персонала цеха грузоподъемных механизмов, цеха по ремонту основного турбинного оборудования и транспортного цеха Ровенской АЭС. В целом такие подготовительные работы выполняются в рамках программы внедрения технологии «Holtec International» для хранения ОЯТ Ровенской, Хмельницкой и Южно-Украинской АЭС в хранилище отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ), строящееся в Чернобыльской зоне отчуждения.
Как отметил инженер по сварке ОП «Атомпроектинжиниринг» Игорь Пугач, холодные испытания части американского оборудования (без перегрузки ОЯТ) были проведены на всех энергоблоках РАЭС, а также и двух энергоблоках ЮУАЭС и ХАЭС, в ходе которых фиксировалось время, необходимое для проведения данных работ. На сегодняшний день в ОП «Складское хозяйство» хранятся укомплектованные контейнеры HI-STAR и HI-TRAC, которые готовы для отгрузки. Для оптимизации процесса транспортировки ОЯТ с трех украинских АЭС запланировано закупить контейнеры HI-TRAC на каждую площадку.
По словам заместителя главного инженера энергоремонтного подразделения РАЭС по ремонту реакторного оборудования Александра Подика, первую перегрузку ОЯТ планируется провести на энергоблоках №№1,2 Ровенской АЭС к следующему планово-предупредительного ремонту - в 2021 году.
На конец прошлого года готовность объектов на площадке строительства ЦХОЯТ составила 97%. В частности, уже устроены 110 железобетонных фундаментов на площадке хранения контейнеров. Завершено строительство и получен сертификат о принятии в эксплуатацию «подъездного железнодорожного пути к ЦХОЯТ». Согласно проекту хранилище будет вмещать 458 контейнеров HI-STORM, предназначенных для биологической защиты и пассивного теплоотвода от ОЯТ, хранящегося в БЦК, а это более 16 500 отработанных топливных сборок.