В 2020 г ожидается наращивание поставок зерна железнодорожным транспортом к уровню 2019 г в размере от +8% до +12%. Такие данные озвучил на прошедшем в Москве круглом столе «Железнодорожные перевозки продукции АПК. Проблемы и перспективы» заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания РЖД Дмитрий Горох.
По его словам, снижение погрузки по итогам 2019 г главным образом обусловлено сокращением валового сбора зерновых и зернобобовых культур в 2018 г. в России и сокращением конкурентоспособности отечественного зерна на рынке. Напомним, снижение составило 113,3 млн т (-16,4% к 2018 г и -22,3 млн т к 2017 г), парк зерновозов в 2019 г увеличился на 4,6 тыс вагонов (+10,1%) и составляет 50,9 тыс единиц, по прогнозам РЖД к началу 2021 г с учетом предстоящих списаний по истечению срока службы и прогноза производства новых вагонов он составит 47,9 тыс вагонов. Оборот зерновозов по итогам 2019 г увеличился на 2,9 суток к уровню 2018 г.
Были озвучены мероприятия, предпринимаемые РЖД для обеспечения перевозок зерна: разрешена перевозка зерновой продукции на особых условиях насыпью в универсальных крупнотоннажных контейнерах и полувагонах с использованием контейнерного вкладыша, а в крытых вагонах с вкладышем или без него; утверждена типовая технология формирования поездов в рамках оказания услуги «Грузовой экспресс», которая предусматривает прицепку группы вагонов к контейнерному поезду; прорабатывается вопрос предоставления в аренду инфраструктурных грузовых дворов, в том числе под установку мини-элеваторов за счет средств инвесторов; рассматривается возможность хранения зерна в быстровозводимых складах; прорабатывается вопрос создания « зерновых сателлитов»; ведутся работы по оснащению грузовых терминалов специализированной погрузочно-разгрузочной техникой для работы с зерновыми грузами; разработан план мероприятий совместных действий РЖД и Группы РЭЦ по поддержке развития несырьевого неэнергетического экспорта; в РЖД образована рабочая группа в целях координации и обеспечения перевозок зерновых грузов в период массового предъявления их к перевозке по железной дороге; утверждена и внедрена технология формирования грузоотправителем суточного клиентского плана погрузки и прогноза предъявления груза на декаду, что позволит обеспечить контроль за своевременным подводом подвижного состава и формирование сменно-суточного задания.
На вопросы участников круглого стола о завышенных тарифах и том, когда можно будет говорить, что крупные отправители зерна перейдут с автомобильного транспорта на железнодорожный, Д. Горох ответил, что не считает тарифные ограничения основным сдерживающим фактором, а элемент состязательности за грузы лишь заставляет РЖД работать лучше.
«Мы делаем все, чтобы наш клиент получал лучший сервис по лучшей цене», - закончил свое выступление Д. Горох.