Транспортная стратегия России до 2036 года предполагает два сценария развития: базовый, где предусмотрены миллиардные вложения в развитие автодорог и рост мобильности населения, и консервативный, при котором текущие тенденции развития транспортной системы сохранятся. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на проект транспортной стратегии России.
По информации издания, базовый сценарий предполагает развитие в два этапа. На первом (до 2024 года) предполагается обеспечить рост пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей до 180 млн т, согласно поручению президента России Владимира Путина в марте 2018 года, а также развитие автодорожного коридора Европа — Западный Китай и коридоров Север — Юг. В документе в контексте реализации первого этапа базового прогноза также упоминаются развитие Северного морского пути и строительство высокоскоростной магистрали «Евразия», которая должна связать Москву и Пекин. Основным направлением развития транспортной сети на этом этапе станут федеральные автодороги, куда планируется вложить 11 трлн руб., сообщает издание.
Второй этап охватывает период до 2036 года и предполагает запуск госпрограмм для увеличения мобильности населения.
При осуществлении консервативного сценария текущие тенденции развития транспортной системы сохранятся. При этом обеспечить рост показателей не удастся, говорится в документе, из-за концентрации населения в больших городах, недостаточно высокой инвестиционной активности и роста нагрузки на бюджетную систему.
Оба сценария предполагают наибольший рост авиа- и железнодорожных грузоперевозок по сравнению с остальными видами транспортировки. Так, ожидается прирост воздушных грузоперевозок на 67–74%, железнодорожных — на 56–62% (по сравнению с 2018 годом). Перевозки грузов на автомобильном транспорте вырастут на 51–57%, говорится в проекте. Более скромный рост прогнозируется для перевозок внутренним водным транспортом — на 33%.
Среди пассажирских перевозок лидировать будет авиатранспорт: по данным «Коммерсанта», пассажиропоток к 2036 году увеличится в три раза по сравнению с 2018-м. Соответственно, будет расти и авиаподвижность населения, до 1,14–1,3 полета на человека в год в 2036-м. Увеличится также количество субсидируемых региональных маршрутов, со 130 до 225–235.
Проект стратегии развития транспорта в России учитывает и изменения климата. Так, базовый сценарий предполагает, что количество выбросов в атмосферу сократится, увеличится доля транспорта класса Евро-5, а также с гибридными и электродвигателями.
Кроме того, в проекте стратегии учитывается рост перевалки грузов морскими портами на 51–58%. К 2025 году объем перевозок по Северному морскому пути должен вырасти до 82 млн т (в базовом сценарии) и 65 млн т (в консервативном сценарии). Согласно президентскому указу, в 2024 году объем перевозок по Севморпути должен составить 80 млн т.
По информации, содержащейся в документе, также вырастет объем транзита контейнеров через территорию России, при этом доходы компаний в общем объеме доходов от международных грузовых перевозок увеличатся на 60–85% в 2036 году.