Ситуация с грузовыми авиаперевозками стала непростой еще до начала пандемии коронавируса. На фоне спада 2019 года увеличилась конкуренция как между грузовыми авиатерминалами, так и между видами транспорта. О результатах работы отдела авиаперевозок группы компаний AsstrA в условиях падающего рынка мы говорили с его руководителем Антоном Сейчасовым.
– Грузооборот российских авиаперевозчиков в 2019 году снизился на 5,4%. Аэропорты Домодедово и Внуково в 2019-м показали снижение грузового потока относительно 2018 года. Шереметьево же показывает положительную динамику. С чем Вы это связываете?
– Общее падение грузопотока по воздуху – одна из главных проблем отрасли в 2019 году. Однако если анализировать общий объем грузопотока по Московскому авиаузлу (МАУ), то он не сильно изменился. Увеличение потока на одних терминалах и уменьшение на других связано с тем, что одни и те же грузы просто перетекают из одного аэропорта в другой. Шереметьево (оба терминала – «Москва-Карго» и «Шереметьево-Карго»), а также перевозчики, которые базируются в этих аэропортах или просто выполняют туда рейсы, делают очень много для привлечения новых клиентов. Это и отражено в итоговых цифрах.
– Совпадает ли эта статистика с внутренней статистикой вашей компании?
– Да, совпадает.
– Что сегодня можно сказать о перспективах работы авиаперевозчиков в 2020 году?
– В начале 2020-го рынок раскачивался, потом в Китае начался вирус, который вместе с китайским Новым годом сильно повлиял на обычную сезонность. Все это плавно перетекло в пандемию, сдобренную падением рубля и других национальных валют.
Поэтому если говорить о рынке перевозок в СНГ, то первая половина года будет очень тяжелой. Однако я надеюсь, что к IV кварталу все восстановится, а отложенный спрос сильно увеличит количество отправок.
– С какими аэропортами работает ваша компания? Как распределяются международные и внутренние отправки, экспорт и импорт?
– В основном работа ведется с Шереметьево – порядка 50% наших объемов. На Домодедово приходится 35% отправок, на Внуково – 15%. Порядка 50% всех авиаперевозок – импорт, 20% – экспорт и еще 30% – внутрироссийские отправки. Импорт осуществляется в основном из Китая (в том числе Гонконга), США и Германии. Лидерами по экспорту стали страны СНГ: Азербайджан, Грузия, Армения. В 2019 году по сравнению с 2018-м ситуация не сильно изменилась, единственное, что можно выделить, – увеличение экспорта нашей продукции в Китай.
– Меняется ли в последние пару лет номенклатура перевозимых грузов?
– Клиенты стали разборчивее. Чувствуется, что альтернативный транспорт и маршруты доставок создают все большую конкуренцию. Так, средняя стоимость отправляемых грузов увеличилась. Клиенты не спешат отправлять относительно недорогие грузы самым дорогим способом.
– На каком уровне находится качество работы карго-терминалов в московских аэропортах?
– В последние годы очень сильно увеличилась конкуренция, что привело к улучшению качества предоставляемых услуг. Относительно новые «Внуково-Карго» и «Москва-Карго» (Шереметьево) сильно оживили рынок. Эта конкуренция конечному потребителю только во благо. Понятное дело, что грузовой терминал – единица, сильно зависящая от перевозчиков, но, если качество предоставляемых услуг будет низким (кражи, порча груза, долгое складирование, некачественный документооборот и т. д.), конечный клиент поменяет терминал вне зависимости от перевозчиков.
– Какие перевозки превалируют в каждом аэропорту – внутрироссийские или международные?
– Конечно, внутренние воздушные линии (ВВЛ). Все, что отправляется за Урал, в 90% случаев будет отправляться по воздуху. У нас большая страна.
– А что можно сказать о новом грузовом терминале аэропорта Жуковский?
– Главное преимущество таких предприятий – транспортная доступность. В этом отношении новый терминал аэропорта Жуковский сильно проигрывает. Насколько я знаю, в скором времени там будет базироваться относительно новый грузовой перевозчик. Но как будет решаться вопрос с этой доступностью, пока непонятно. В целом конкурировать с другими терминалами ему будет очень сложно. Помимо того что аэропорт в позиции догоняющего, так еще и имеет транспортные сложности: непонятно, как довезти туда груз в условиях московских пробок.
– Работаете ли вы с ярославским аэропортом Туношна? Считаете ли Вы, что грузопоток аэропорта в ближайшие годы вырастет и когда-нибудь сможет составить конкуренцию МАУ?
– Не работаем, так как в основном сотрудничаем только с регулярными перевозчиками. Не могу дать прогноз относительно конкуренции, но буду очень рад, если у аэропорта появится базовый перевозчик с регулярными грузовыми рейсами.
– В каких региональных аэропортах ваша компания обрабатывает больше всего грузов?
– Аэропорты Кольцово и Владивосток.