← ЭДО, ИТ в логистике

На дорогах Петербурга протестировали местный беспилотный автомобиль

На дорогах Северной столицы протестировали первый беспилотный автомобиль. Испытания проходили в районе Марсова поля.

Беспилотник StarLine — это петербургская разработка. Отечественные компании активно включились в рынок беспилотников. По оценкам Степана Агеева, эксперта digital-консалтинговой компании AIC, в этой сфере работает десяток российских производителей, среди них как автогиганты КамАЗ, ГАЗ, так и IT-компании, например Яндекс.

Агеев полагает: шансы занять по крайней мере отечественный рынок у российских компаний велики.

— Почему наши разработки будут успешнее на отечественном рынке? Во-первых, они будут обладать более низкой ценой. Во-вторых, они будут лучше адаптированы к отечественной дорожной инфраструктуре и нормативно-правовой базе. В-третьих, поначалу, скорее всего, это будут наборы оборудования и ПО, которые будут устанавливаться на обычные автомобили, соответственно, не будет большой разницы для конечного пользователя в эргономике и удобстве использования, — считает эксперт.

При создании беспилотных автомобилей есть два подхода: первый — это создавать машины на базе уже имеющихся автомобильных марок и второй вариант — разрабатывать принципиально новый вид транспорта.

— У каждого производителя автономных автомобилей свой подход к разработке: одни создают принципиально новую модель, как, например, российская MATRЁSHKA, другие берут за основу существующий автомобиль, например автономное авто от Uber, которое разрабатывается на базе Volvo, — говорит руководитель проектов по бизнес-процессам ГК «АвтоСпецЦентр» Константин Авакян.

Апгрейд стандартных автомобилей под беспилотники некоторые эксперты называют временным явлением.

— Сейчас экономически целесообразно отрабатывать технологию на уже существующих автомобилях. Однако когда технология будет готова и начнется ее массовое внедрение, изменится сама конструкция автомобиля, — считает эксперт Института права и национальной безопасности (ИПиНБ) Павел Грибов.

А вот Всеволод Морозов, руководитель группы системного анализа мобильности компании SIMETRA склоняется к мнению, что по крайней мере в ближайшие годы традиционные серийные автомобили начнут оснащать «беспилотными» опциями и они будут восприниматься так же, как сейчас автопарковщики.

Морозов отмечает, что, несмотря на большое количество разработок, в нормативной базе еще слишком много нерешенных вопросов. Весной Россия приняла Концепцию обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования. В ней прописаны требования, которые будут предъявляться к «высокоавтоматизированным транспортным средствам», в частности, они должны быть подключены к Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС». Также такие машины в обязательном порядке оснащаются бортовым устройством записи информации («черным ящиком»), правда, сроков, когда беспилотные машины выйдут на дороги не в порядке эксперимента, а как равноправные участники движения, в документе не называют.

— Сейчас основными сдерживающими факторами являются не только правовые, но и этические нормы, которые должны регулировать использование автономных автомобилей. В первую очередь, это касается ситуаций, связанных с ДТП, а именно: кто будет виноват в аварии — владелец или автопроизводитель? Это очень сложный вопрос, так как существующие императивные нормы встают на защиту более слабой стороны, которой всегда будет автовладелец, и подразумевают, что виновным должен быть признан автопроизводитель, однако вряд ли он захочет брать на себя такую ответственность. Еще более сложным вопросом является логика, которая должна быть заложена в любое автономное транспортное средство для реагирования на экстремальные ситуации, — приводит пример Морозов.