Исследование немецкого национального железнодорожного оператора Deutsche Bahn (DB), проведённое по заказу Государственного энергетического агентства Гессена (LEA), показало, что водород можно транспортировать по железной дороге в большом количестве. Об этом сообщается в пресс-релизе DB.
«Водород, являющийся потенциально экологически чистым энергоносителем, может транспортироваться безвредно для окружающей среды и в значительно больших объёмах по железным дорогам, нежели по автомобильным. Технически и юридически такие перевозки уже возможны. Однако до сих пор на железнодорожном транспорте не хватает подходящих контейнеров», – отмечают в компании.
Авторы исследования рекомендуют реализовать пилотный проект, чтобы сделать экономически выгодной возможность обеспечения новых водородных заправочных станций топливом с помощью железных дорог. Целью являются регулярные и безвредные для экологии перевозки лёгкого газа.
Управляющий директор энергетического подразделения концерна DB Energie Торстен Шайн отметил, что развитие перевозок водорода станет ещё одним шагом на пути к превращению Deutsche Bahn в климатически нейтральную компанию к 2050 году.
«В долгосрочной перспективе вся цепочка от производства водорода до потребителя может полностью избавиться от выбросов CO2. Мы в DB Energie рассматриваем это исследование как возможность продвинуть вперёд развитие водородной логистики на железных дорогах. В будущем водород также будет становиться всё более интересным в качестве замены дизельного топлива для железнодорожного транспорта», – сказал он.
Управляющий директор LEA Карстен Макговерн считает, что результаты исследования позволяют начать практические испытания. По его словам, необходимо организовывать распределение и доставку водорода для обеспечения им экономики, и для этого лучше всего подходят железные дороги.
Как сообщал «Гудок», в сентябре 2018 года в Германии введены в опытную эксплуатацию первые в мире поезда на водородных топливных элементах Coradia iLint производства французской машиностроительной компании Alstom. Они перевозят пассажиров на неэлектрифицированном маршруте протяжённостью почти 100 км между городами Куксхафен, Бремерхафен, Бремерфёрде и Букстехуде. Их оператором стала компания «Железнодорожные и транспортные услуги на Эльбе и Везере» (EVB).
Этот проект начался в 2014 году, когда Alstom подписала меморандумы о намерениях внедрить экологичные поезда нового поколения с властями четырёх земель ФРГ: Нижней Саксонии, Северного Рейна – Вестфалии, Баден-Вюртемберга и Гессена. В сентябре 2016 года компания представила водородный поезд Coradia iLint на международной выставке InnoTrans в Берлине. В марте 2017 года начались его испытания на тестовом полигоне завода Alstom в Зальцгиттере. В ноябре того же года Государственная транспортная компания Нижней Саксонии (LNVG), Alstom и немецкая химическая компания Linde заключили контракты на поставку 14 таких поездов к декабрю 2021 года, их обслуживание и заправку газом в течение 30 лет. В июле 2018 года Федеральное управление железнодорожного транспорта (Eisenbahn-Bundesamt) разрешило коммерческую эксплуатацию Coradia iLint на железных дорогах общего пользования.
Федеральное правительство Германии поддержало разработку и тестирование новой технологии, предоставив финансирование на сумму около 8,4 млн евро в рамках целевой национальной программы. Министерство экономики и транспорта Нижней Саксонии вложило в покупку LNVG 14 водородных поездов ещё 81 млн евро.
Неэлектрифицированные железнодорожные линии составляют свыше 40% немецкой железнодорожной сети. По данным LNVG, поезда на водороде могут заменить большую часть дизельных в ближайшие 10-15 лет.
Водород является легковоспламеняющимся лёгким газом. Поэтому он относится к опасным грузам и его перевозки регламентируется специальными правилами.