Законопроект о платформе «Автодата» для сбора больших данных с автотранспорта предполагает, что для платформы придется бесплатно передавать данные, которые ее оператор затем сможет в том числе продавать третьим лицам. Этого и опасались автопроизводители, считающие такой вариант результатом коммерческого лоббизма. Коммерциализация данных поможет автовладельцам получить доступ к новым сервисам и скидкам, возражают сторонники проекта.
Данные производителей, собственников автомобилей и владельцев дорог в обязательном порядке планируется размещать на цифровой платформе «Автодата», следует из проекта соответствующего федерального закона (есть у “Ъ”). Законопроект разрабатывается НП ГЛОНАСС и рабочей группой национальной технологической инициативы (НТИ) «Автонет» и был одобрен на заседании рабочей группы 18 сентября. Собственники автомобилей будут передавать данные через посредника — изготовителя, уточняется в проекте.
На платформе в обезличенном виде будут представлены в том числе технические и навигационные данные, данные бортовых систем, телематических устройств и систем Connected Car, пояснил источник, близкий к проекту «Автодата». Предполагается, что пользователями данных станут госорганы, бизнес и сами граждане. Главная их ценность — возможность коммерциализации: например, автовладельцы смогут получить доступ к новым сервисам и скидкам, полагает источник. Доступ к данным для третьих лиц будет платным, за исключением случаев, когда они необходимы для безопасности, рассказал он.
Сегодня законодательный пробел позволяет автопроизводителям, дилерам и другим получать и использовать данные автомобилей в коммерческих интересах без согласия, а зачастую и без ведома собственника, поясняет собеседник. Передача данных зарубежными компаниями за границу дает им конкурентное преимущество, отечественные же разработчики не имеют доступа к этой информации, подчеркивает он.
В НП ГЛОНАСС уточнили, что проект сейчас проходит обсуждение с экспертами, а оператор платформы будет определен после ее проектирования.
В Nissan, который входит в рабочую группу «Автонет», считают реализацию проекта важной и своевременной и подчеркивают, что «требования к автопроизводителям должны быть разумными и соответствовать общемировой практике». Иностранные компании в целом с большой осторожностью относятся к инициативе, говорит партнер и руководитель группы по обслуживанию предприятий автомобильного сектора Deloitte в СНГ Татьяна Кофанова. Причина в том, что каждый иностранный автопроизводитель выработал свою стратегию работы с big data, которая действует в нескольких странах и объединяет данные большого числа транспортных средств, тогда как «Автодата» будет работать только в РФ, поясняет она.
Если положения проекта вступят в противоречие с соблюдением коммерческой тайны глобальными автопроизводителями, локализованными в РФ, то он работать просто не будет, уверен собеседник “Ъ” на рынке. Кроме того, государство должно определиться с миссией этой системы, указывает он: если она создается для эффективности и безопасности транспортной системы страны, то обязательность предоставления данных этим оправдывается, но если их собираются монетизировать, то это уже похоже на коммерческий лоббизм.
Но так как данные все равно утекают из ведомственных баз, идея коммерциализировать их сразу выглядит правильной, возражает директор технологической практики KPMG в России и СНГ Сергей Вихарев.
Государству же они, по его оценке, будут полезны для оптимизации маршрутов городского и междугороднего транспорта, расчета транспортного налога и выписывания штрафов.