ОАО «РЖД» присоединилось к Германо-Российской инициативе по цифровизации экономики (GRID). В минувший четверг компания приняла участие в первой для себя в качестве члена GRID отраслевой онлайн-конференции «Цифровая трансформация сектора мобильности», где о развитии цифровизации железнодорожного транспорта России рассказал директор по информационным технологиям ОАО «РЖД» Евгений Чаркин.
GRID была создана на Петербургском международном экономическом форуме в 2017 году в целях активизации российско-германского диалога по применению лучших мировых практик в сфере цифровизации и индустрии 4.0, ускорения цифровой трансформации российской экономики, увеличения конкурентных преимуществ немецкой и российской высокотехнологичной продукции за счёт обмена опытом и укрепления практического взаимодействия между предприятиями двух стран. Начиная с 2018 года GRID ежегодно проводит несколько мероприятий. Как заявил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, конференция, прошедшая на минувшей неделе, стала четвёртой в этом году.
С немецкой стороны членами GRID являются такие компании. как Siemens, SAP, Bosch и Volkswagen. С российской стороны в неё входят Российский союз промышленников и предпринимателей, «Ростелеком», Фонд «Сколково», ГК «Цифра», ТМК, Группа Синара, корпорация «Ростех», Лаборатория Касперского. Теперь к ним присоединились и РЖД. Членами GRID также являются Восточный комитет германской экономики и Российско-Германская внешнеторговая палата.
Евгений Чаркин отметил, что вступление ОАО «РЖД» в Германо-Российскую инициативу по цифровизации экономики – логичный шаг на пути развития взаимодействия компании с германскими партнёрами, совместная работа с которыми уже ведётся в логистической сфере, в области создания современного подвижного состава, подготовки кадров.
«Цель нашего присоединения к GRID – в первую очередь получение возможности обмена опытом в сфере цифровой трансформации», – сообщил IT-директор РЖД.
Он рассказал коллегам о Стратегии цифровой трансформации РЖД до 2025 года, предполагающей получение экономического эффекта примерно в 153 млрд руб. для компании и мультипликативного эффекта около 400 млрд руб. для экономики России в целом.
«Технология перевозок не может полностью преобразиться в результате цифровой трансформации – это в любом случае будет перемещение транспортного средства по инфраструктуре. Однако всё, что окружает этот ключевой физический процесс, – логистика, ремонт, эксплуатация, управление финансами и бизнесом, – уже существенно видоизменилось с приходом цифровых инструментов, и эта эволюция в ОАО «РЖД» продолжается», – подчеркнул Евгений Чаркин.
В условиях пандемии компания не остановила ни один из 55 предусмотренных в стратегии проектов, а лишь несколько сместила приоритеты, поставив на первый план технологии бесконтактного взаимодействия. Мобильное приложение «РЖД Пассажирам», нацеленный на обслуживание пассажиров обновлённый сайт РЖД дали людям возможность покупать билеты и получать всю необходимую информацию о маршруте дистанционно, без предварительного посещения вокзалов и касс. На электронной торговой площадке «Грузовые перевозки» заказчиков в этом году стало больше. Причём сотрудничество с РЖД здесь выбрали и те клиенты, которые раньше работали с другими видами транспорта. И не в последнюю очередь это произошло благодаря качеству дистанционного сервиса.
Основой дистанционного взаимодействия с партнёрами стали применённые в АС «ЭТРАН» технологии электронного документооборота, позволяющие оформлять и сопровождать перевозку без посещения офиса. В области международных транзитных перевозок реализуется проект «ИНТЕРТРАН», направленный на развитие цифровых сервисов доставки контейнеров в интермодальном сообщении. В его основе лежит идея создания бесшовной среды информационного взаимодействия оператора морской линии, железнодорожного перевозчика в лице ОАО «РЖД», таможенных органов, грузоотправителей и грузополучателей при осуществлении интермодальных перевозок с оформлением электронных документов. Пилотный проект был реализован в прошлом году на маршруте Иокагама – Владивосток – Москва. Цифровые технологии и автоматизация операций по оформлению документов позволили сократить общее время оформления груза в среднем на четверо суток.
«В этом году мы начали доставку с использованием информационной технологии «ИНТЕРТРАН» грузов из Китая на станцию Колядичи Белорусской железной дороги – это первая в мировой истории регулярная транзитная интермодальная перевозка в полностью безбумажном формате», – говорит Евгений Чаркин.
Опыт цифровизации РЖД был с интересом воспринят участниками онлайн-конференции. Познакомившись с ним, торговый представитель Российской Федерации в Германии Андрей Соболев предложил пригласить к работе в GRID «Немецкие железные дороги» (Deutsche Bahn AG), которым также есть чем поделиться с коллегами.
«В Германии до 2030 года планируется вложить порядка 86 млрд евро в модернизацию железных дорог, и вопрос цифровизации не последний в череде запланированных к реализации мероприятий», – сообщил Андрей Соболев.