← Негабаритные и опасные грузы

Танкер-газовоз Tristar Ruby, доставивший первую партию СПГ на терминал в Хорватии, покинул Средиземное море

Хорватия 1 января 2021 года ввела в коммерческую эксплуатацию терминал по приему сжиженного природного газа (СПГ) на острове Крк, получив партию СПГ из США.

Примечательно, что в этот же день Сербия начала прием российского газа из сухопутного продолжения второй нитки магистрального газопровода (МГП) "Турецкий поток". Таким образом, конкуренция между российским трубопроводным газом и СПГ из США обостряется не только на Северо-Западе, но и на Юго-Востоке Европы.

Проект СПГ-терминала Хорватия пытается реализовать с 1990-х годов, однако реализация проекта была отложена из-за отсутствия к нему коммерческого интереса.

Основой для СПГ-терминала на о. Крк является плавучая регазификационная установка (FSRU) LNG Croatia, созданная на базе бывшего в употреблении танкера-газовоза Golar Viking. Судно было построено в 2005 г. на верфи Hyundai Heavy Industries в Южной Корее, а в 2020 году - дооснащено на верфях в Китае и Хорватии (Viktor Lenac).

Первоначально мощность регазификационного терминала заявлялась на уровне 6-4 млн тонн в год, но в итоге была снижена до 2,6 млн тонн в год.

Владельцами терминала являются Hrvatska elektroprivreda d.d. (85%) и Plinacro d.o.o. (15%).

LNG Hrvatska doo, оператор регазификационного терминала, сообщил, что начало коммерческой эксплуатации LNG Croatia ознаменовано приемом первой партии СПГ.

Первая партия СПГ была доставлена на LNG Croatia с американского завода в Cove Point танкером-газовозом Tristar Ruby, прибывшим 1 января 2021 года. 3 января газовоз покинул терминал, 8 января миновал Гибралтар и вышел из Средиземного моря, начав движение вдоль западного побережья Африки.

Согласно данным сервиса отслеживания судов, пунктом назначения у судна числится Пойнт-Фортин на о. Тринидад, где располагается СПГ-завод Point Fortin Refinery мощностью 15 млн тонн в год, дата прибытия - 21 января 2021 года.

Когда на терминал LNG Croatia прибудет очередная партия СПГ сказать сложно. В настоящее время в Адриатическом море находится единственный танкер-газовоз СПГ Al Jassasiya с грузом СПГ из порта Рас-Лаффан (Катар). Однако танкер следует к регазификационному терминалу в порту Ровиго в Италии.

Несмотря на то, что перспективы загрузки СПГ-терминала LNG Croatia являются достаточно смутными и на данный момент терминал не может создать существенную конкуренцию российскому трубопроводному газу, сам факт создания терминала очень важен.

Хорватия потребляет 2,9 млрд м3 газа в год, причем почти весь этот объем обеспечивает Газпром, поставляющий 2,8 млрд м3 газа в год. Поэтому перспективы загрузки терминала увязывались с возможностями поставок в соседние страны - в Венгрию и на Украину.

Агентство ICIS сообщает, что первый груз СПГ, поступивший на терминал LNG Croatia, предназначен для венгерской госкомпании MFGK, входящей в группу MVM. При этом российский газ начнет поступать в Венгрию из сухопутного продолжения второй нитки МГП Турецкий поток лишь с 1 октября 2021 года.

В целом, по данным LNG Hrvatska, на ближайшие 3 года терминал почти полностью забронирован - в среднем на 2,5 млрд м3 в год. Благодаря LNG Croatia США создают дополнительный альтернативный источник поставок газа на Юге Европы.

В совокупности с другими маршрутами поставок газа, такими как уже действующий Южный газовый коридор (ЮГК) и планируемый МГП East Med, это создает мощную альтернативу российскому газу на Юге и Юго-Востоке Европы.

Причем запущен терминал был крайне своевременно для США, поскольку благоволившая СПГ-проектам, включая и терминал на о. Крк, Еврокомиссия меняет свою точку зрения на газовые проекты в рамках политики по отказу от ископаемого топлива к 2050 году.