Агентство стратегических инициатив (АСИ) на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным анонсировало летом этого года начало тестирования коммерческих беспилотных кораблей.
«Мы в рамках форума обсуждали создание условий для эксплуатации морских автономных судов. В прошлом году уже в декабре, сразу после форума, правительство приняло необходимую нормативно-правовую базу. Уже сегодня совместно с министерством промышленности и торговли идет тестирование технологических решений на судах четырех типов, а к августу планируем расширить это уже на коммерческий флот», — сообщила глава АСИ Светлана Чупшева.
В декабре 2020 года глава государства поручил правительству РФ подготовить предложения, связанные с внедрением в России автономного судоходства. Кроме того, кабмину было поручено до 1 марта 2021 года подготовить и представить предложения по стимулированию производства средств безэкипажного судовождения и их использования на судах, ходящих под государственным флагом РФ. Кроме того, разрабатываются планы по развитию инфраструктуры морской подвижной спутниковой системы связи в целях ее использования при беспилотном судоходстве.
Также Минтранс и Минпромторг России совместно с МИД России при участии «Маринет» должны проработаю вопрос с Международной морской организацией и другими международными организациями включения технологий безэкипажного судовождения и внедрения стандартов правового регулирования, направленных на реализацию таких проектов. Доклад по этому вопросу должен быть представлен до 1 мая 2021 года
Согласно постановлению правительства от 8 декабря эксперимент по опытной эксплуатации автономных судов под флагом РФ пройдет с декабря 2020 по декабрь 2025 года. В настоящее время под эгидой отраслевого центра «Маринет» реализуется крупнейший в мире проект по автономному судовождению, в котором участвуют три ведущие судоходные компании России: «Совкомфлот», «Росморпорт» и «Пола Райз». В эксперименте участвуют танкер «Михаил Ульянов» («Совкомфлот»), который совершает регулярные рейсы между Мурманском и МЛСП «Приразломная», сухогруз «Пола Анфиса» («Пола Райз»), который будет выполнять регулярные рейсы в акватории Черного и Каспийского морей, а также связка из грунтоотвозной баржи «Рабочая» и земснаряда «Редут» (Росморпорт).
Суда функционируют на основе технологии ГЛОНАСС и российского программного обеспечения.