Ставки аренды на удалении примерно 15-30 км от Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) вырастут в этом году на 7-10% и составят 4200-4300 рублей за квадратный метр, прогнозирует управляющий партнер NT Properties Владислав Рябов.
Данный тренд эксперт связывает с вводимыми ограничениями на проезд грузового транспорта массой от 3,5 и более тонн по МКАД, а также с увеличением себестоимости строительства по итогам IV квартала 2020 года на 20-30%.
– Крупные федеральные компании фактически полностью переместили свои ключевые распределительные центры за МКАД, – отметил Владислав Рябов. – В прошлом году наша компания закрыла ряд крупных сделок с компаниями-дистрибуторами, которые долгие годы находились рядом с Третьим транспортным кольцом, но в итоге прияли решение переехать на более качественные площади ближе к «бетонке» (малой и большой бетонками неофициально называют трассы А-107 и А-108).
Даже крупные онлайн-операторы снабжают Москву и близлежащие регионы со своих распредцентров в области. Например, Wildberries – из Коледино (25 км от МКАД), Оzon – из Хоругвино (35 км от МКАД), Яндекс – из Софьино (32 км от МКАД).
Уверен в повышении арендных ставок и заместитель генерального директора управляющей компании MLP Глеб Белавин. Складские девелоперы обратят свое внимание на земельные участки вдоль трасс А-107, А-108 и ЦКАД, где земля пока дешевле, чем у МКАД, отмечает эксперт. Ставки аренды в складских комплексах вдоль этих магистралей вырастут и произойдет выравнивание стоимости аренды в целом по Подмосковью. Не будет существующей сейчас заметной разницы между стоимостью аренды склада в Домодедово и в Чехове, считает собеседник «Логируса».
При этом оба эксперта уверены, что вывод крупных складских площадей за МКАД не означает, что спрос на внутригородские объекты упадет. Нет, они будут востребованы для оперативного снабжения Москвы, в первую очередь, продуктами питания, а также как склады «последней мили» для оперативной доставки онлайн-заказов, считает Владислав Рябов.
– Востребованность складов у МКАД не снизится, просто арендаторам придется переформатировать свои бизнес-процессы под новые реалии. Прежде всего, это коснется процесса погрузки и разгрузки. Для малотоннажного транспорт потребуется либо большее количество доковых ворот, либо будет развиваться пандусная система погрузки и разгрузки, или так называемая, «елочка». И конечно же, возрастет потребность в дополнительных парковочных местах, – подытожил Глеб Белавин.
Напомним, с 5 апреля грузовики тяжелее 3,5 тонн не смогут двигаться транзитом по Московской кольцевой автомобильной дороге.