Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (АО «ВНИИЖТ», дочернее предприятие ОАО «РЖД») продолжает разработку проекта развития ускоренных перевозок грузов железнодорожным транспортом. 25 марта о перспективах развития технологий таких перевозок на конференции «Рынок подвижного состава и операторских услуг» рассказал заместитель генерального директора ВНИИЖТа - директор научного центра «Цифровые модели перевозок и энергосбережения» Михаил Мехедов.
ВНИИЖТ последовательно решает задачу развития инновационной технологии ускоренных перевозок грузов, которая опирается на иные принципы перевозок, нежели «классическая» (действующая) технология, рассказал он.
Принципиальным отличием новой технологии является следование поездов по расписанию с возможностью остановок в пути следования на так называемых опорных станциях, оборудованных боковой погрузочно-выгрузочной площадкой, где контейнеры по назначению выгружаются, а следующие грузятся по маршруту следования. Поезд прибывает на фронт погрузки/выгрузки магистральным локомотивом, для возможности осуществления погрузочно-выгрузочных работ пути оборудуются системой отвода контактной сети. После прибытия поезда контактная сеть отводится, а после завершения групповых операций возвращается в рабочее положение.
В целом задача по ускорению перевозок решается за счет сокращения различных простоев. При этом, кроме времени, сокращаются и затраты грузоотправителей и транспортных компаний.
От внедрения и масштабирования технологии положительные эффекты получат все участники перевозки, отметил Михаил Мехедов. В целом ожидается переключение грузовой базы на железнодорожный транспорт и повышение его конкурентоспособности. Эффективность использования железнодорожной и терминальной инфраструктуры возрастет, увеличатся доходы от грузовых перевозок.
Грузовладельцы смогут оптимизировать складскую инфраструктуру и снизить запасы. По сравнению с автомобильным транспортом ожидается снижение рисков порчи и потери груза.
Также прогнозируются эффекты для Российской Федерации. Они могут выражаться в повышении эффективности и международной конкурентоспособности российской экономики за счет развития ускоренных перевозок, снижение загрузки автомобильных дорог и сокращения вредных выбросов в окружающую среду. Также развитие ускоренных перевозок грузов поспособствует созданию транспортно-логистического и инфраструктурного каркаса, что активизирует развитие обрабатывающих производств и несырьевого экспорта глубокой переработки.