Цены на бензин на московских заправках прекратили расти, а дизель даже подешевел, правда, всего на 7 копеек. Об этом свидетельствуют данные Московской топливной ассоциации.
Топливные цены в Москве и в целом по всей стране поднимались с декабря прошлого года. Но на прошлой неделе рост остановился. Впрочем, одна неделя — это не повод, чтобы говорить о тренде, считает президент Независимого топливного союза Павел Баженов.
Павел Баженов, президент Независимого топливного союза: «Я бы не оценивал данное сообщение в качестве какой-то тенденции или тренда. Так случилось, что на этой неделе повышения цен не произошло. Тем не менее это ни в коем случае не свидетельствует о том, что на рынке ситуация изменилась. У нас до сих пор оптовые цены находятся либо на уровне розничных, либо выше розницы в ряде регионов. Естественно, это толкает розничную цену вверх, как ни крути. И в регионах, где нет доминирования нефтяных компаний, рост более существенный, там, где нефтяные компании доминируют, цена искусственным образом сдерживается».
Ранее в Минэнерго сообщали, что по итогам прошлого года цены на бензин и дизель выросли всего на 2%. Это значительно ниже уровня инфляции 2020 года — она, по данным Росстата, составила почти 5%.
Еще в 2018-м правительство и нефтяники заключили соглашение. При высоких мировых ценах на нефть государство выплачивает им компенсацию. Если же премиальным становится внутренний рынок, то, наоборот, компании делятся доходом с бюджетом. Этот инструмент позволяет соблюсти баланс, избежать дефицита топлива и, соответственно, держать внутренние цены. Комментирует управляющий партнер компании Petroleum Trading Максим Дьяченко.
Максим Дьяченко, управляющий партнер компании Petroleum Trading: «У нас существует соглашение регуляторов и тех, кто занимается продажей топлива, в первую очередь нефтяных компаний, о том, что у нас бензин и дизельное топливо на АЗС может дорожать ежегодно не больше чем инфляция плюс какие-то незначительные показатели. Действительно, в прошлом году из-за пандемии были локдауны, было серьезное снижение потребления, и [рост цен на топливо составил] всего 2-3%, по статистическим данным. А начало этого года ознаменовалось более динамичным ростом, то есть он составил те 5%, которые отведены нефтепродуктам на АЗС на весь год. Если весь этот потенциал роста уже исчерпан, то, наверное, можно говорить о том, что дальше топливо дорожать не должно. Если говорить про этот год в целом, правительство и регуляторы [придерживаются] парадигмы о том, что нефтепродукты на АЗС не должны дорожать выше, чем инфляция. Они постоянно об этом напоминают и показывают твердую приверженность [этой позиции] вплоть до того, что готовы использовать широкий набор инструментов, чтобы ситуацию каким-то образом стабилизировать, если она вдруг выйдет из-под контроля».
Что касается дополнительных мер, то на прошлой неделе вице-премьер Александр Новак заявил, что в правительстве обсуждается введение ограничений на экспорт нефтепродуктов. Впрочем, ключевое слово здесь — именно «обсуждается». После этого заявления пришло сообщение, что топливные цены перестали расти.