Якутия станет пилотным регионом для тестирования цифровой модели «северного завоза», заявил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков в выступлении на IX Невском международном экологическом конгрессе, который прошел 27-28 мая 2021 года в Санкт-Петербурге. Об этом сообщила пресс-служба государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности Республики Саха (Якутия) (Госкомобеспечения РС (Я).
Проект направлен на решение наиболее острых проблем «северного завоза», которые зачастую могут привести к срыву поставок и росту цен на продукцию: это неэффективная логистика, а также отсутствие актуальной статистики в режиме реального времени.
Вопрос цифровизации завоза грузов в Якутии рассматривается с 2019 года. В рамках проекта предполагается разработка информационно-аналитической системы «Северный завоз».
Цифровой двойник позволит существенно снизить издержки регионов на осуществление «северного завоза» за счет оптимизации логистики, повысить надежность поставок и качество жизни северян.
В рамках реализации проекта предстоит решить ряд задач. В первую очередь ставится задача по упрощению процедуры сбора и обработки оперативной информации по отгрузке и доставке грузов, созданию прозрачной системы формирования потребности в жизнеобеспечивающих грузах за счет перехода на электронный документооборот. Формирование указанной информации предполагается производить исходя из данных, имеющихся на местах.
Отмечается, что государственный комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) будет четко координировать проведение договорной кампании, которая будет доступна в системе и будет использоваться для построения графиков поставки грузов с учетом сроков проведения торгов.
Также стоит задача по созданию эффективной системы трекинга грузов, которая позволит в режиме реального времени отслеживать местонахождение грузов, путем использования систем спутникового мониторинга (GPS, ГЛОНАСС).
Внедрение информационно-аналитической системы позволит снизить риски по доставке жизнеобеспечивающих грузов в труднодоступные и отдаленные населенные пункты, путем анализа и прогнозирования процессов «северного завоза» с учетом внешних факторов. В системе планируется обработка информации гидрометцентра, МЧС, дорожных служб, служб обеспечения судоходства, а также участников процесса завоза грузов (заказчики, перевозчики, поставщики, переработчики).
Кроме того, в перспективе потребуется создание автоматизированной системы управления запасами на складах, за счет непрерывного мониторинга уровня наливных емкостей для нефтепродуктов, позволяющую не только контролировать запасы, но и создать соответствующую базу данных для аналитики.
И как заключительный этап – Госкомобеспечения РС (Я) предстоит создать систему аналитики и поддержки принятия управленческих решений на основе данных мониторинга и контроля, в части управления сроками доставки грузов и построения системы логистики.
«Мы готовы принять участие в реализации указанного проекта. В Ленском бассейне для обеспечения «северного завоза» привлекается порядка 680 ед. флота, свыше 50 единиц перегрузочной техники, а также в зимний период на обеспечение завоза привлекается от 1 500 единиц автотранспорта для перевозки грузов», - прокомментировал председатель государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) Дмитрий Лепчиков.