Стратегия «Печораречпорта», которая остается неизменной уже несколько лет, — сделать предприятие непременным участником всех логистических цепочек перегрузки и перевозки как можно большего объема грузов в сотрудничестве с железной дорогой и автопредприятиями практически «от двери до двери». Об этом говорится в годовом отчете акционерного общества за 2020 год.
«Печорский речной порт» расположен в среднем течении реки на 882-м километре от устья на правом берегу. Порт ковшового типа, его причалы расположены в бывшей протоке, которая перегорожена искусственной дамбой. Самая главная работа порта — участие в выполнении программы по транспортировке грузов в районы Крайнего Севера, так как сеть дорог в регионе развита слабо. Основное назначение порта — переработка и перевалка грузов, перевозка флотом грузов в Печорском бассейне, добыча нерудных строительных материалов из русла реки и производство щебня, а также работа с местной клиентурой в ненавигационный период по реализации продукции и отправка продукции вагонами и машинами в ближайшие населенные пункты.
У порта в долгосрочной аренде есть причальная набережная с перегрузочным оборудованием, буксирный флот и несамоходные баржи, для выполнения обязательств привлекаются сторонние судовладельцы.
«В условиях рыночной экономики, постоянно растущих тарифов и острой конкуренции проблем и трудностей у предприятия достаточно. Сезонность — еще одна весомая причина, которая не дает получать достаточные для развития порта доходы. Навигация продолжается с мая по октябрь, при этом возможны месяцы мелководья», — говорится в годовом отчете. Осложняет дело и то, что низкая вода препятствуют судоходству из-за недостаточного объема дноуглубительных работ.
В последние годы ситуация в речном транспорте постепенно ухудшается: снижается объем предоставленных услуг, уменьшается спрос на услуги речников. «Речной транспорт — единственный вид транспорта в бассейне Печоры для удовлетворения транспортных услуг предприятий и организаций. Из-за спада производства в отраслях, традиционно работающих с предприятием (геология, нефтяники, дорожные строители) в последнее десятилетие происходила тенденция к снижению объемов переработки грузов», — отмечается в годовом отчете.
Основными конкурентами на рынке у «Печораречпорта» являются ООО «Стройсервис» (Нарьян-Мар), ООО СК «Пароходъ» и ООО «Печорские речные перевозки» (Печора), частные перевозчики республики и НАО, которые существенно влияют на объемы перевозок и переработки грузов, а также на ценовую политику предприятия.
«В последние годы в отрасли начали функционировать небольшие судовладельческие компании и индивидуальные предприниматели, деятельность которых привела к достаточно жесткой конкуренции на внутреннем рынке среди перевозчиков», — констатируют авторы отчета.
Основными источниками доходов акционерного общества являются погрузочно-разгрузочные работы, перевозка и переработка угля и нерудных строительных материалов. Стабильность деятельности предприятия напрямую зависит от объемов промышленного роста, строительства автодорог, добычи нефти. Есть и другие риски: например, рост цены на основное сырье — дизельное топливо, а также климатические изменения, такие как летнее обмеление реки, поздний ледоход, ранний ледостав, что напрямую может отразится на доходности предприятия.
В 2020 году порт переработал 36 тыс. тонн грузов, что на 11% меньше, чем было в 2019-м. В значительной степени на это повлияло снижение объемов переработки тарно-штучных грузов почти в 5,5 раза (с 9,4 тыс. тонн до 1,7 тыс. тонн). Однако объемы переработки угля увеличились на 20,7% и составили 28 тыс. тонн.
Общий объем перевозок грузов в 2020 году снизился по сравнению с предыдущим годом на 4,1% и составил 9,3 тыс. тонн. При этом объемы перевозок угля выросли на 20,8%, а вот перевозка строительных грузов была нулевой. В целом за год грузооборот составил 4,4 млн тонно-километров, что на 17% ниже показателя 2019 года.
Выручка предприятия в 2020 году составила 28,78 млн рублей, что на 12% меньше результата предыдущего года. Доходы от перевозок снизились на 41,1%, а расходы — на 14%. От перевозочной деятельности получен убыток в размере 7,68 млн рублей. Это связано со снижением количества заключенных договоров на навигацию 2020 года. По погрузочно-разгрузочным работам доходы снизились на 4,5%, а расходы — почти вдвое, или на 51,2% от показателей 2019 года. На уменьшение расходов повлияло снижение затрат по использованию имущества и прочих услуг, которые оказывались сторонними организациями. В итоге этот вид деятельности принес прибыль в размере 4,28 млн рублей. От прочей вспомогательной деятельности удалось получить прибыль в 1,65 млн рублей.
В отчете о финансовых результатах указывается, что чистый убыток предприятия за 2020 год составил 751 тыс. рублей, хотя годом ранее он был почти в десять раз больше — 7,28 млн.