В Верховном суде Татарстана завершились прения по делу ветерана войны в Афганистане, обвиняемого в серии нападений на трассе М-7 в составе лжемилицейской банды из Набережных Челнов. За решеткой Сергей Зузлев оказался на девять лет позже подельников и теперь обвиняет их в оговоре, настаивая на том, что умышленные убийства дальнобойщиков совершал не он. Прокурор же за четырех убитых просит посадить фигуранта на 18 лет, но при этом оправдать по эпизоду с оружием и освободить от наказания еще по семи особо тяжким преступлениям, включая бандитизм, сообщает «Реальное время».
Главной сенсацией прений стала позиция прокурора Андрея Кропотова по сроку давности. Он не согласился с доводами предварительного следствия о том, что обвиняемый Сергей Зузлев прожил девять лет в бегах. Аргументировал это тем, что дело против Зузлева было возбуждено и прекращено за отсутствием состава преступления еще в начале 2002 года, мера пресечения в виде подписки о невыезде была отменена. Когда дело возобновили в 2011 году, Зузлев в Челнах уже не проживал, об объявлении в федеральный розыск не знал, данных, что ему направлялись повестки следствия и он их игнорировал, в деле нет, отметил гособвинитель. Поэтому нет оснований утверждать, что фигурант скрывался, и приостанавливать течение сроков давности.
Кропотов отметил, что 15-летний срок давности привлечения к уголовной ответственности для таких особо тяжких преступлений Зузлева, как соучастие в банде, пять разбоев и грабеж в составе ОПГ, истекли в 2016-2018-м годах. Он просил признать подсудимого виновным по данным эпизодам, назначить ему наказание и освободить от него по нереабилитирующим обстоятельствам. Также гособвинитель считает доказанным непосредственное участие Зузлева в убийствах четырех человек - трех водителей-дальнобойщиков и приехавшего в Набережные Челны коммерсанта из Туркменистана.
Подсудимый же о событиях 20-летней давности говорит, что в содеянном не находит «ничего, чем можно гордиться». Как передает «Реальное время», на процессе он полностью признал вину в пяти разбойных нападениях на предпринимателей и водителей большегрузов в начале 2000-х годов в составе бригады челнинца Александра Еналеева, а также в одном грабеже. С обвинением в бандитизме и умышленных убийствах четырех человек Зузлев не согласен. Уверяет: от его неосторожных действий скончался лишь Гаряклы Аташов из Туркменистана, тело которого нашли через 10 лет в залитой цементом бочке.
Двое участников банды, которые уже отбывают свой срок в тюрьме, отказались свидетельствовать перед Верховным судом по делу Зузлева. А вот Александр Еналеев кардинально изменил прежние показания. Он попытался выгородить бывшего подельника, заявив, что Аташова убивал сам, а в двух других случаях - не Зузлев, а его двоюродный брат Николай Басков.
Гражданские иски о компенсации ущерба от преступлений Зузлев признал с оговоркой: платить должны все участники, а ему пока нечем. Иски о взыскании морального ущерба не признал. Адвокат по назначению Юлия Зуева полностью поддержала своего клиента и позицию обвинителя в части оправдания и прекращения преследования. Однако запрашиваемый срок посадки назвала несоразмерным и просила учесть все положительные характеристики своего клиента, а также его участие в боевых действиях в Афганистане.
Верховный суд РТ объявил прения оконченными. 28 июля подсудимый сможет выступить с последним словом.
Как ранее писал Chelny-biz.ru, преступную банду сколотил житель Набережных Челнов Александр Еналеев, осужденный на 25 лет. Начиная с 2000 года, она совершила серию разбойных нападений на водителей большегрузов и шесть убийств. Участниками банды являлись 11 человек. С помощью целой сети информаторов, работавших на оптовых рынках и складах, бандиты узнавали пути следования наиболее ценных грузов и совершали налеты на дальнобойщиков. В некоторых случаях нападения осуществлялись под видом сотрудников ГИБДД – останавливали большегрузы на заранее подобранном малооживленном участке трассы. Угрожая применить оружие, вынуждали водителей проехать в лес, где избивали их и отбирали товар и машину.
Во втором способе для остановки машины были задействованы так называемые «стрелочники». Передвигаясь по трассе на классической модели «Жигулей» с номерами другого региона, они обгоняли жертву, делая ей знаки, что с фурой что-то не в порядке. После чего для усыпления бдительности водителей уезжали. Когда дальнобойщик останавливался, чтобы осмотреть свою машину, к нему подъезжали другие вооруженные члены банды. Запуганные и избитые водители оставлялись в лесу. Перевозимые товары оптом распродавались на челнинских и российских базах. Грузовики либо разбирались на запчасти, либо с перебитыми номерами продавались заказчикам. Так, двое водителей-дальнобойщиков были убиты.
Жертвой стала и жена главаря, которую Еналеев задушил во время семейной ссоры после того, как та пригрозила рассказать полиции о преступной деятельности мужа. Ее тело закопали на пустыре. Найти останки убитой удалось только спустя 10 лет.