← ЭДО, ИТ в логистике

Грузовики выигрывают гонку автоматизации в Британии и США

Британия и США – разные страны, несмотря на общий язык, но они сталкиваются с одной и той же проблемой: нехваткой водителей грузовиков, больших и малых.

Во время пандемии сбои в цепочке поставок, накопление запасов и развитие электронной торговли привели к резкому увеличению спроса на грузоперевозки. Ассоциация автомобильных грузоперевозок Великобритании оценивает нехватку водителей из-за пандемии и Брекзита в 100 000. Ещё до пандемии, по подсчётам Ассоциации грузоперевозчиков (ATA), в США не хватало 61 000 дальнобойщиков. Главный экономист ATA Боб Костелло утверждает, что сегодня это число гораздо выше.

При низком уровне безработицы, девяти миллионах открытых вакансий и конкуренции работодателей за работников многие предпочитают работу, после которой они могут каждый вечер идти домой к своим семьям. В отличие от дальнобойщиков, которые часто проводят дни или недели вдали от дома.

Заработная плата водителей грузовиков растёт, поскольку компании пытаются привлечь больше водителей. А поскольку затраты на рабочую силу и инфляция растут, а потребители в пандемию плотно подсели на электронную коммерцию, на помощь к ним спешат технологии с автоматизированными грузовиками.

Такие компании, как Aurora, Waymo, Embark, TuSimple, Plus и Locomation, вовсю тестируют автономные грузовые автомобили. Walmart, Target, Amazon и другие крупные предприятия розничной торговли – их потенциальные покупатели.

Очевидно, что беспилотные автомобили не за горами. И первыми из них мы увидим беспилотные грузовики. Преимущество автономной технологии в грузовиках, в отличие от легковых автомобилей, заключается в том, что грузовики передвигаются по фиксированным маршрутам и, как правило, по крупным автомагистралям, а не через городское движение. По шоссе ехать куда легче, чем перемещаться по городу.

В городах больше автомобилей, непредсказуемо меняющих скорость, ручных и электрических велосипедов и самокатов, пешеходов, которые могут внезапно сойти с тротуара, и детей, которые могут выскочить за мячом или домашним животным. Это затрудняет вождение как обычных, так и беспилотных автомобилей.

Locomation, венчурная компания со штаб-квартирой в Питтсбурге, была основана в 2018 году пятью инженерами-робототехниками из Университета Карнеги-Меллона. За последний год компания утроила количество сотрудников, и теперь в ней работают 62 человека, в основном из мира грузоперевозок и машиностроения. Её инженеры также работали над последними поколениями марсоходов и различных транспортных средств для Агентства перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США.

Компания разрабатывает систему, когда два грузовика следуют друг за другом на дороге. В первом грузовике есть активный водитель, а второй работает автономно. У второго грузовика есть водитель, которому не нужно управлять транспортным средством на автостраде, поэтому он может спать или отдыхать. Технология использует радар и другие датчики, чтобы грузовики могли держать правильное расстояние друг от друга. Технология подключённых транспортных средств гарантирует, что ведомый грузовик, движущийся без водителя, будет тормозить одновременно с ведущим грузовиком.

Когда ведущий водитель исчерпал свой лимит времени, разрешённого правилами транспортного департамента, или просто хочет отдохнуть, водитель автономного грузовика берёт на себя управление автомобилем, становится ведущим. Водитель, которому пора отдохнуть, спит, а новый водитель принимает конвой.

Эта технология позволяет двум грузовикам находиться в движении более 20 часов в день, в отличии от 11 часов для одного грузовика и одного водителя.

С этой моделью можно не ждать появления полностью автономных грузовиков. В будущие годы грузовики смогут перемещаться между узлами и доками вообще без присутствия водителей.

Компания планирует развернуть производство в конце 2022 года и имеет заказы на поставки от двух компаний, которые покупают в общей сложности 2120 систем для установки на свои грузовики.

Остаётся важный вопрос: можно ли считать водителя автономного следящего грузовика неработающим? Это требует разъяснения со стороны Федерального управления безопасности автотранспортных средств Министерства транспорта.

В отличие от авиакомпаний, общественного транспорта, пассажирского железнодорожного транспорта и такси, использование грузовых перевозок возросло во время пандемии. Поскольку люди работали дома и переезжали из городов в пригород, они увеличивали объём онлайн-заказов. Эта тенденция осталась не только в Соединённых Штатах, но и во всём мире. Будем надеяться, что грузовики – с водителями и без них – будут соответствовать новому спросу.