Высокая стоимость антропоморфных роботов – каждый из них может стоить сотни тысяч долларов – пока мешает найти им коммерческое применение, считает Анатолий Карпенко, завкафедрой систем автоматизированного проектирования МГТУ им. Н.Э. Баумана. Однако данная технология будет развиваться аналогично истории с беспилотниками, которые при серийном производстве становятся доступными по цене.
– Пока антропоморфных роботов делают, преимущественно, для развлекательных целей, но я допускаю, что использовать подобных роботов можно на конвейерах, например, в складских центрах. Кроме того, таким роботам можно было бы доверить работу на опасных объектах, где есть химическое, радиационное или бактериологическое загрязнение. Или им можно доверить обслуживать боксы, где лежат больные COVID-19. Но это все возможно, если таких роботов запустят в серийное производство и будут массово покупать: тогда они подешевеют настолько, чтобы их использование окупилось, – пояснил эксперт.
Напомним, что компания Tesla собирается в 2022 году представить прототип антропоморфного робота Tesla Bot. Об этом глава компании Илон Маск заявил на корпоративной конференции.
По словам Маска, прототип робота высотой в человеческий рост (около 172 см) и весом порядка 56 кг будет оснащен системой искусственного интеллекта, а также набором датчиков, применяемых в электромобилях, производимых Tesla. Прототип Tesla Bot будет собран из легких материалов. Вместо лица робот будет оснащен монитором, на который будет выводиться полезная информация. Благодаря примерно 40 приводным механизмам робот будет ходить со скоростью около 8 км/ч и сможет поднимать предметы весом до 20 кг.
В свою очередь, Сергей Максимов, директор по развитию Photomechanics Sorters.ru, напоминает, что к логистике ближе всего робот компании Boston Dynamics: он на колесиках и с присосками, которыми может удерживать коробки. Антропоморфный же робот предназначен больше для дома, для общения. На старте Tesla Bot будет очень дорогим и станет просто игрушкой для сверхбогатых людей. Вероятно, он повторит путь роботов-собак, одного из которых купил основатель Amazon Джефф Безос.
– В логистике в России используются гораздо более простые решения: сортировочные системы и AGV-роботы (LR. Это мобильный робот, применяемый в промышленности для перемещения грузов, товаров и материалов в производственном процессе или в складском хозяйстве). На складе антропоморфный робот не будет востребован, – считает Максимов.
Говоря о перспективах антропоморфных роботов, эксперт напоминает, что есть роботы, которые производятся в России: например, Promobot. Они значительно дешевле, чем антропоморфные роботы, но отвечают на вопросы, поддерживают диалог с человеком. И они применяются в рекламных целях, например, на выставках.
– Когда у нас в России появится рынок шеринга роботов, то аренда такого робота на несколько дней станет актуальной для использования на выставке, – резюмировал собеседник «Логируса».