← Топливо, масла и автохимия

Shell: независимые АЗС в России на пути к банкротству

Независимые АЗС в России находятся на пути к банкротству, заявил директор по развитию и операционному управлению сети АЗС Shell в России Виталий Маслов.

По его словам, Shell уже восемь месяцев генерирует по 1,5 рубля убытка с каждого проданного литра бензина. Аналогичная ситуация у других независимых игроков, которые составляют 60% рынка.

Причина в резком дисбалансе оптовых и розничных цен на бензин, говорит Маслов. Все, что могут независимые АЗС, — это продавать топливо. Это не «Роснефть», «Лукойл» или «Газпром нефть», у которых есть добыча, переработка и продажи за рубеж. Скоро начнется череда банкротств независимых АЗС, считает Маслов.

Риски действительно есть, согласен президент Независимого топливного союза Павел Баженов. Союз уже направил обращение в ФАС.

Павел Баженов, президент Независимого топливного союза:

«Ситуация давно уже очень тяжелая, с начала года у нас оптовая цена все растет и растет, а розница растет значительно медленнее, чем опт. Опт вырос на 30%, а розница — на 5%, вот и вся математика. Мы подготовили письмо в Федеральную антимонопольную службу. Что касается закрытия частных АЗС, а это 60% инфраструктуры рынка, это не угрозы, а тот процесс, который уже сейчас наблюдается, то есть уже сейчас в регионах операторы уходят с рынка. Уходят более слабые операторы, но тем не менее. В России Shell — это все-таки скорее независимая сеть, потому что не имеет своего производства, соответственно, не получает демпфирующую субсидию и вынуждена работать с теми оптовыми ценами, которые есть на рынке. Конкурентная ситуация в рознице очень простая — есть соглашение между правительством и нефтяными компаниями: «Вы, господа, держите цены в рамках инфляции, а мы вам за это будем субсидировать производство в рамках демпфера». Естественно, у независимой розницы субсидии, которая позволяла бы сдерживать розничные цены, просто нет, поэтому это дискриминационная политика. Система нуждается в пересмотре, нужно пересматривать ту систему управления топливного рынка, которую мы имеем».