После 17 месяцев существования системы ценовых диапазонов, президент Гильермо Лассо объявил о замораживании цен на топливо. С минувшей пятницы бензины «экстра» и «экопаис» будут продаваться по USD 2,55 за галлон, в то время как дизельное топливо будет стоить USD 1,90, сообщили в Министерстве энергетики.
Таким образом, система диапазонов, которая допускала устойчивый рост цен на деривативы и стремилась к полной отмене субсидии, больше не действует, правительство Эквадора будет и далее субсидировать топливо, как это происходило с 70-х годов. Министр транспорта Марсело Кабрера отметил, что решение о замораживании цен на топливо является «наиболее подходящим для решения проблемы с транспортным сектором и населением в целом… Это связано с поиском решений посредством диалога и консенсуса», - заявил он.
В бюджетной проформе на 2021 год правительство Гильермо Лассо выделило USD 1 млрд 900 млн на топливные субсидии. Кроме того, правительство отметило, что спрос на деривативы увеличился из-за оживления экономических секторов и без корректировки цен субсидии достигнут, как ожидается, USD 2 млрд 683 млн. До конца месяца в парламент будет отправлена проформа бюджета на 2022 год, и станет известно, сколько правительство выделит на эти цели, на фоне высоких цен на нефть, в настоящее время превышающих USD 80 за баррель. Чем выше цена нефти, тем выше размер субсидии – расход, который должно взять на себя государство.
В мае 2020 года бывший президент Ленин Морено запустил систему прогрессивной корректировки цен на топливо – бензин и дизель. С тех пор цена на дизельное топливо увеличилась на 90 центов и бензин «экстра» - на 80 центов, но полностью отказаться от субсидии не удалось. В июле 2019 года Межамериканский банк развития (МБР) предупредил, что субсидия на деривативы приносит больше пользы богатым эквадорцам, чем бедным, поэтому ее ликвидация приведет к экономии в размере USD 2 млрд 300 млн в год и даже принесет экологические выгоды.
Дебаты об отмене субсидирования топлива в Эквадоре ведутся уже 14 лет. В 2007 году Латиноамериканская энергетическая организация (Olade) предложила правительству того периода отменить субсидию и выплачивать прямую экономическую компенсацию, но все попытки сфокусировать субсидии не увенчались успехом. Нынешнее правительство также пыталось перейти от полного субсидирования к точечной помощи. 8 июня начался процесс переговоров с представителями транспортного сектора, которые требовали отказаться от повышения цен на бензин и дизель. После четырех месяцев переговоров предложение о таргетинге только общественного транспорта и выплате компенсации другим видам транспорта не убедило гильдию, которая потребовала заморозить цены. Сектор дал срок до следующего вторника, за день до объявленных акций протеста.
Луис Фелипе Бискайно, президент Национальной федерации тяжелогрузного транспорта Эквадора (Fenatrape), отметил, что замораживание цен является результатом диалога с правительством. «Это послужит не только транспортному сектору, но и всему эквадорскому народу, потому что это вопрос, который беспокоит всю страну», - заявил он.
Для экономического аналитика Уолтера Спурриера решение правительства неуместно, тем более сейчас, когда международная цена на нефть растет. Он напомнил, что соглашение с Международным валютным фондом (МВФ), утвержденное 4 октября, предусматривает увеличение доходов на USD 1 млрд 300 млн. По его словам, отмена субсидии – единственное, что было сделано для увеличения доходов, остальное – все предложения. Экономист Альберто Акоста добавил, что замораживание цен является серьезным откатом в политике постепенного отказа от субсидий. «Теперь все население будет нести эти расходы», - добавил он. Система позволяла ценам расти и падать, в зависимости от цены на нефть, это оказывало влияние на население, которое понимало, что цены не могут быть фиксированными, население привыкало, усваивало, что цены меняются месяц за месяцем.
Карлос Саласар, президент Национальной палаты дистрибьюторов нефтепродуктов (Camddepe), отметил, что замораживание цен на топливо еще больше отдаляет возможность того, что в стране появится топливо более высокого качества. «Единственный способ улучшить качество топлива – это освободить цены на них, тогда маркетологи будут импортировать лучшее топливо, но пока есть система субсидий, это сделать не представляется возможным», - пояснил он.