Аналитический центр «ТрансЛес» проанализировал ключевые показатели железнодорожных перевозок лесных грузов за девять первых месяцев 2021 г. и конкурентную обстановку на рынке лесной продукции, об этом говорится в полученном Lesprom Network пресс-релизе.
Объем перевозок леса и пиломатериалов, включая контейнерные перевозки, вырос на 4% до 33,8 млн т. В третьем квартале рост спроса на продукцию лесопереработки на внутреннем и внешнем рынках продолжал оставаться высоким, что позволило добиться положительной динамики перевозок.
Перевозки необработанной древесины для нужд российских предприятий оставались основным драйвером роста, который составил 8% до 15,5 млн т. Отчасти на результаты периода продолжил влиять эффект низкой базы прошлого года. Однако все большую роль играет увеличение российскими производителями линейки продукции с высокой степенью переработки, что влияет не только на рост объемов внутренних перевозок, но и поддерживает развитие несырьевого экспорта.
Экспортные железнодорожные перевозки леса и пиломатериалов в январе-сентябре 2021 г. остались на уровне прошлого года и составили 18 млн т. Всего было перевезено 11,1 млн т пиломатериалов, что на 5% ниже показателей аналогичного периода прошлого года. Ключевым фактором, повлиявшим на коррекцию объемов, стало нарушение логистики поставок контейнеров по всему миру и последовавшее удорожание морского фрахта. Основными получателями пиломатериалов стали Китай — 7,5 млн т, снижение на 8%, Узбекистан — 800 тыс. т, снижение на 18%, Азербайджан — 500 тыс. т, снижение на 9%, Япония — 300 тыс. т, рост на 11%.
Перевозки пиломатериалов сохранили доминирующие позиции и практически вдвое превышают объем экспортированной необработанной древесины, который увеличился на 8,8% до 7,2 млн т. Основными получателями стали Китай — 3,8 млн т, рост на 14,5% и Финляндия — 2,9 млн т, рост на 1,4%.
Из-за инфраструктурных ограничений на пограничных переходах с Китаем и усилившейся в связи с этим конкуренцией между различными видами грузов за пропускную способность объем перевозок через пограничные переходы сократился на 2% до 9,9 млн т. В связи с этим произошло перераспределение грузовой базы — грузоотправители искали альтернативные рынки сбыта и новые возможности транспортировки, поэтому вырос объем перевозок через порты. В частности, поставки лесной продукции через порты Дальнего Востока увеличились более чем на треть до 1,5 млн т.
В январе-сентябре 2021 г. отмечался высокий спрос на лесную и целлюлозно-бумажную продукцию. Благоприятная рыночная конъюнктура сохранится в ближайшей перспективе как минимум до конца 2021 г., если не произойдет резкого охлаждения рынка недвижимости Китая. С июля начали снижаться объемы продаж (июль — на 9%, август — на 16%, сентябрь — на 13%) и масштабы начала строительства новых объектов, что влияет на объемы экспортных поставок древесины в КНР. Серьезное влияние на рынок окажет разрешение ситуации с финансовым положением ведущего китайского оператора жилой недвижимости China Evergrande Group, переживающего кризис ликвидности.
В среднесрочной перспективе возможна ценовая коррекция, так как на многих рынках цены после пиковых значений начали движение вниз. В США рекордные значения фьючерсов на пиломатериалы были достигнуты весной этого года, впоследствии они снизились более чем в два раза, но по-прежнему находятся выше допандемийного уровня.
Все эти факторы усиливают конкуренцию между странами-поставщиками за рынок Китая, который остается крупнейшим мировым импортером. По данным китайской таможенной статистики, доля России в поставках леса и пиломатериалов снизилась на шесть процентных пунктов до 22%. В основном это связано с пересмотром экспортной политики в отношении хвойной необработанной и грубо обработанной древесины, а также действующими логистическими ограничениями.