Обычно высказывания представителей топливных компаний трудно назвать приятными или интересными для фанатов «электрификации» транспорта. Но не в этот раз: компания BP заявила, что для нее быстрые зарядки электрокаров стали выгоднее автозаправочных станций. По крайней мере, в долгосрочной перспективе.
Такое высказывание сделала глава подразделения компании «Би-Пи» по работе с клиентами и развитию продуктов Эмма Делэйни (Emma Delaney) в интервью Reuters. Согласно топ-менеджеру транснационального нефтегазового гиганта, с точки зрения бизнеса сейчас наступил момент, когда вложение в установку зарядной станции для электромобиля стало более привлекательным, чем в новую АЗС.
Раскрывать конкретные финансовые показатели Делэйни не стала, но отметила, что по прибыльности быстрые зарядки BP «подошли вплотную» к топливным заправкам компании. Маржинальность мощных розеток постоянного тока и валовая прибыль от их сети позволяет без опасений развивать это направление деятельности «Би-Пи», по крайней мере, в Великобритании. На родине компания собирается увеличить количество своих быстрых зарядок с нынешних 11 тысяч до 70 тысяч в 2030 году.
Важная ремарка — сами по себе зарядные станции, особенно быстрые, по-прежнему убыточны в краткосрочной перспективе. Виной всему сохраняющееся зачаточное состояние инфраструктуры в целом. Особенно сложная обстановка складывается, если бизнес хочет установить мощную зарядку постоянного тока. Электромобильные трехфазные розетки, которые почти напрямую подключаются в электросеть, не требуют излишне дорогого оборудования, но и выдают не более 20-25 киловатт мощности. Для быстрого пополнения батареи электрокаров нужны станции на 50-100 или даже 150-200 кВт. Они уже оснащаются крайне недешевыми трансформаторами, которые преобразуют переменный ток в постоянный.
По оценкам BP зарядные станции компании для электромобилей станут однозначно прибыльными не ранее 2025 года. Однако уже сейчас пройден важнейший этап развития инфраструктуры для электромобилей. И для других игроков на рынке это также очевидно. В ближайшие годы можно смело ожидать прихода в эту сферу как классических топливных компаний, так и амбициозных новичков.
Причем Великобритания, судя по всему, серьезно собирается возглавить намечающийся перелом в экономике транспорта. Например, правительство Туманного Альбиона сделает наличие зарядки для электромобилей обязательным требованием к новым домам. А российский стартап L-Charge явно чувствует веяния рынка и планирует в рамках эксперимента привезти в Лондон свою передвижную зарядную станцию с газовым электрогенератором на борту.
Не отстает и признанный пионер в отрасли — компания Tesla. Вопреки ранее считавшейся фундаментальной для марки философии «клуба клиентов» и уникальности используемых решений, этот производитель сделал свои фирменные зарядки доступными и для электрокаров других брендов.