В Ярославской области начался рост цен на дизельное топливо. Водители сообщают, что они меняются последние сутки с большой скоростью.
— Сегодня на «ТатНефти» — по 62 с копейками. Но типа крутое. Обычное — 58 с копейками, — сообщает Сергей Старк.
— Сейчас ехал из Любима, у Вятского — 59 руб. ДТ, вчера на «Газпромнефти» 52 руб. было. Надо завтра заправиться, — рассказывает водитель Андрей Новиков.
— На «Газпроме» +60 копеек на дизель за раз, — передает Вера Ярославская.
Многие в соцсетях припоминают Казахстан, комментируя повышение цен:
— В Казахстане с похожего начиналось, — написал Антон Чернявский.
В первых числах января 2022 года в Казахстане начались народные восстания после резкого повышения цен на газовое топливо. Люди выходили на улицы, громили магазины, аптеки, захватили аэропорт, подожгли администрацию президента.
В России рост цен отмечается на сезонный, зимний дизель. Его причину попытался объяснить владелец сети автозаправок в Ярославле Сергей Бобылев:
— Есть летнее, зимнее и межсезонное топливо. Зимнее — самое дорогое. Летнее не дорожало, межсезонное тоже дорожало несильно. Когда начинается сезон зимнего топлива, начинаются всегда скачки цены. 22 января у нас оптовая входящая цена была по 55 рублей за литр. К лету поставщики цену обычно опускают, особенно в выборный год, — уверен Сергей.
В управлении ФАС по Ярославской области начали проверять поставщиков.
— Особое внимание уделено мониторингу запасов по каждому поставщику топлива и их доле на рынках нефтепродуктов. Анализ ситуации будет осуществляться прежде всего на автомобильные бензины АИ-92, АИ-95, дизельное топливо и сжиженные углеводородные газы, — прокомментировали в ведомстве.
В цене российского топлива, по сравнению с другими странами, кроме ничтожной нефтяной составляющей у нас также заложены налог на добычу полезных ископаемых, НДС, акциз и демпфер. Получается пирог из налогов.
В 2018 году государство внедрило демпферный механизм, договорившись с производителями: если они повышают цену топлива больше определенной стоимости — будут платить штрафы, если цена нефти упадет — государство будет доплачивать компаниям.
— Фишка в том, что демпферным механизмом компенсируют цену, государство платит компаниям деньги за это дело. Сейчас компании-монополисты опустят входящую цену до 51 рубля за литр, — считает владелец сети автозаправок Сергей Бобылев.