В Челябинской области значительная часть региональных и федеральных дорог не покрыта сотовой связью — на трассах нет не только интернета, но и обычной мобильной связи. Это негативно сказывается на обеспечении безопасности участников дорожного движения. И если министерство информационных технологий, связи и цифрового развития говорит о необходимости совместного решения проблемы при финансовом участии и региона, и федерального центра, и операторов связи, то ряд депутатов Заксобрания региона высказались против такого развития событий, пояснив, что это не право, а обязанность бизнеса.
Спор о том, как и когда на дорогах области появится бесперебойная сотовая связь, состоялся в ходе заседания комитета ЗСО по промышленной политике, энергетике, транспорту и тарифному регулированию, которое прошло сегодня под председательством Владимира Перезолова. С докладом о работе за 2021 год на заседании выступил и. о. министра информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области Василий Кокорюкин. Он рассказал о реализации нацпроектов, цифровизации области, скором покрытии малых сел интернетом и лидерах в IT-области.
«У меня вопрос о качестве сотовой связи на дорогах общего пользования, — спросил докладчика присутствовавший на заседании депутат Алексей Денисенко. — Возможно ли, чтобы связью дороги покрыли максимально. Это вопросы безопасности, очень есть много мест, где не то что интернет, простая связь не работает».
Василий Кокорюкин в ответ на это сообщил, что на 2022 год в регионе впервые запланировал проект об обеспечении связью дорог регионального и межмуниципального значения.
«Мы приступили к реализации. У нас уже заключен контракт на измерение уровня связи на дорогах регионального значения. Работа должна быть выполнена в ближайший месяц. Затем мы приступим работам к обеспечению связью, но там есть нюансы. Во-первых, положа руку на сердце, именно за счет региона это очень накладно. Это должен быть симбиоз: это операторы, но это бизнес, он не охотно идет туда, где будут работать в убыток; это меры поддержки со стороны региона, третье — привлечение федерального ресурса, — сказал Василий Кокорюкин. — Но, повторюсь, есть масса нюансов, в том числе есть федеральные дороги, где у нас нет полномочий. Но мы можем говорить о покрытии территорий, через которые идут эти дороги. У нас это проект первый, мы только в него вошли, он будет успешным».
— Сроки пока боимся обозначить? — спросил Владимир Перезолов.
— Затрудняемся.
— Вы говорите, что операторы не идут туда, где не эффективно, но я бы не ставил так вопрос, — отметил Алексей Денисенко. — У нас ни один оператор не работает с убытком. Но вообще, это их задача сделать так, чтобы всем сделать доступ. У них нет проблем с ликвидностью. Мы когда так ставим вопросы, мы сами говорим, что им невыгодно, и как бы их поощряем.
В поддержку об обязательном требовании от операторов связи обеспечить покрытие территорий высказался и депутат ЗСО Евгений Субачев, отметив, что компании связи никогда не работают в убыток, к примеру, доход «Билайна» за год составляет 34 млрд рублей.
«У нас есть закон „О связи“, и в нем написано, что это их обязанность обеспечить покрытие связи и они должны это делать со своих денег. Это не обязанность ни региона и ни федералов, это обязанность организации, которая будет получать лицензию под деятельность», — отметил Евгений Субачев.
В ответ на это и. о. министра сказал, что обязанность такая есть, но есть и механизм развития в этом направлении, хоть он и работает недостаточно хорошо. Изменения в законе, связанные с обременением операторов обеспечить покрытие для получения лицензии, — доведут вопрос до конечной точки.
По словам Евгения Субачева, нужно не вести диалоги с операторами, а требовать от них нормальной работы, так как в соседней Башкирии на трассах связь есть, а в Челябинской области — нет.
Алексей Денисенко предложил собрать основных операторов связи и распределить за каждым зоны ответственности.
«У нас когда метеорит прилетел, все компании, кроме одной, упали, и она взяла все на себя. Значит, возможность такая есть. Но ждать молча действий от них — никогда этого не будет. Оно будет стоять на ровном месте», — заключил Денисенко.