← Автомобильные грузоперевозки

Литва за 2021 год потеряла 152 транспортные компании

Малые и мелкие транспортные компании в Литве испытывают все больше экономических трудностей, сообщила Литовская национальная ассоциация перевозчиков (Linava).

С начала 2021 года в Литве свою деятельность прекратили 152 компании – 146 мелких и шесть малых. В группе малых предприятий количество сотрудников сократилось на 20 человек, а в группе мелких компаний – на 753 человека.

При этом 29 малых и 232 мелких предприятия закрылись, а одно крупное и 31 среднее начали свою деятельность.

По мнению экспертов, на такие изменения могли повлиять изменение налоговой среды, напряженная геополитическая обстановка, рост цен на топливо и другие услуги и товары, а также "перебазирование" транспортных компаний за границу.

Лучшая ситуация наблюдается в рядах крупных и средних перевозчиков. Если сравнивать январь 2022 года с аналогичным периодом 2021 года, то общая численность работников транспортных компаний увеличилась на 1632 человека, то есть на 1,25 процента. Количество сотрудников увеличилось на 2286 человек в группе средних компаний и на 119 человек в группе крупных. Кроме того, уменьшилась задолженность транспортных компаний перед Sodra — в январе 2022 года общая задолженность перевозчиков составляла 17,1 миллиона евро, а по сравнению с декабрем 2021 года она уменьшилась на три процента, или на 515 тысяч евро.

По словам генерального секретаря ассоциации Зенонаса Буйвидаса, это тревожные тенденции, которые показывают, что если налоговая и административная нагрузка на бизнес не изменится, а инфляция и цены продолжат расти, то может исчезнуть еще больше малых и мелких участников рынка.

"Крупные и средние транспортные компании также переживают непростые времена, но они могут выдержать растущую налоговую и административную нагрузку, удорожание сырья и других услуг, необходимых для их деятельности. Некоторые из них продолжают расширяться за границей, например в Польше, где они создают филиалы или дочерние компании, и перемещают больше видов деятельности в более благоприятную для бизнеса среду. К сожалению, малый и мелкий транспортный бизнес не имеет таких возможностей и вынужден балансировать на грани выживания и банкротства в Литве. В последние годы фиксируется только спад этих компаний, но не рост", — сказал Буйвидас.

По словам директора компании Creditreform Lietuva Саулюса Жилинскаса, уменьшение числа работников в группах малых и мелких перевозчиков могло быть вызвано несколькими причинами. В частности, на это могло повлиять повышение минимальной заработной платы и стремительный рост затрат на оплату труда перевозчиков, вызванный растущим спросом и нехваткой водителей, а также нестабильная ситуация в восточном регионе.

По мнению экономиста Александра Изгородина, сокращение численности работников в рядах малых и средних транспортных компаний также могло быть вызвано низкой лояльностью водителей, особенно в условиях острой конкуренции за них со стороны работодателей.

"На рынке растет дефицит водителей-дальнобойщиков, поэтому они могут мигрировать из небольших компаний в более крупные, которые могут предложить сотрудникам более высокую заработную плату и более привлекательные условия труда. Малым и мелким перевозчикам становится все труднее конкурировать с крупнейшими участниками рынка, поэтому на рынке труда происходит миграция работников — из сегмента более мелких перевозчиков в более крупные", — сказал он.

Литовские перевозчики уже неоднократно жаловались на независящие от них проблемы на границах других стран.

Представители Литовской национальной ассоциации автомобильных перевозчиков Linava неоднократно подчеркивали, что литовские власти не в состоянии справиться с проблемой очередей на границе уже более 30 лет. Также водители фур неоднократно жаловались на длинные очереди на границе с Польшей, где существуют проблемы с введением новой системы дорожных сборов e-TOLL.