Государственная железнодорожная компания Eesti Raudtee из-за отказа от транзита российских грузов потеряет около трети своего оборота и планирует перестроить логистику на обслуживание транспортного коридора "север-юг", однако для этого потребуются миллионные инвестиции.
"Оставшись без транзитных перевозок из России, вся железнодорожная логистика должна переориентироваться на транспортные коридоры "север-юг" вместо "восток-запад", - сообщил ERR коммерческий директор Eesti Raudtee Артур Рахйманн.
По его словам, изменения затронут не только госкомпанию, но и весь сектор. "Нам надо в большей степени становится соединительным звеном в перевозке [грузов] в направлении Скандинавии, Азии и Европы, и привлекать оттуда больше клиентов для железной дороги", - сказал Райхманн.
Он отметил, что финансовые затраты на такую реорганизацию оценить сложно. "Это не [происходит] так, что различные участники транспортной цепочки договорятся что-то делать по-другому. Это означает инвестиции, потому что [категории] грузов могут измениться. Из России в основном шли удобрения и нефтепродукты; на южном направлении грузоперевозки с иными грузами. На шоссейных дорогах между Скандинавией и континентальной Европой много грузовых трейлеров. Это одна из возможностей - привлечь их на железную дорогу", - пояснил Райхманн.
Однако это означает другой подвижной состав и другие терминалы. "Эти процессы охватывают весь сектор, и здесь нельзя назвать одну конкретную сумму", - добавил коммерческий директор Eesti Raudtee.
По его оценке, размер инвестиций в железнодорожные перевозки составит 5-10 млн евро. При этом сейчас не ясно, кто их оплатит: компании-перевозчики или инфраструктурные компании, которые должны закупать вагоны. "Иногда вагоны покупают и клиенты. Если предвидится изменение в транспортных коридорах, то это влияет на нескольких участников", - пояснил Райхманн.
Eesti Raudtee, которая обслуживает только эстонские компании, получает деньги за эксплуатацию ее железной дороги от компаний-перевозчиков, которым, в свою очередь, платят заказывающие перевозку клиенты. "Мы подсчитали, что перевозки на российском направлении давали нам треть [годового] денежного оборота или 10 млн евро", - сказал Райхманн.
По словам руководителя компании Operail Рауля Тоомсалу, санкции против России повлияли на общую ситуацию. "Товарообмен с бывшими партнерами затруднен, потому что проблема с проведением платежей. Мы отказались от многих инвестиций. По инвестициям речь идет о миллионах евро", - сказал он.
Тоомсалу подтвердил, что вагоны Operail сданы в аренду фирмам из стран ЕС и Украины, и среди контрагентов эстонской компании нет ни одного юридического лица из РФ. Сданные в аренду вагоны перевозят грузы в странах Балтии, Финляндии, Казахстане, а также России. "Сейчас очень резкого сокращения арендных платежей не отмечается, но ясно, что ситуация наших клиентов не стала более благоприятной, и вследствие различных препятствий можно ожидать проблем с платежами", - отметил он.
Тоомсалу не стал комментировать дальнейшие планы компании в сложившейся ситуации. "Все изменения зависят от того, как будет развиваться ситуация дальше. Будут ли санкции ужесточаться, какие будут встречные санкции. Сейчас нельзя выделить что-то конкретное по поводу изменений", - сказал глава Operail.
Чистая прибыль концерна Operail за первый квартал 2021 года составила 1,4 млн евро при обороте 18,3 млн. Оборот AS Eesti Raudtee за первые три квартала прошлого года составил 39,4 млн евро.