Минтранс готовит перевозчиков к переходу в цифровое будущее, ГИС ЭПД в тестовом режиме запустят уже в мае, а в сентябре начнется полноценная эксплуатация электронного документооборота.
На первом этапе грузоперевозчиков оцифровывать будут в добровольном режиме. Если Минтранс будет использовать уже работающие технологии, то переход может быть комфортнее, об этом на стратегической сессии международной выставки TransRussia рассказала Оксана Долгих, начальник отдела разработки перспективных таможенных технологий ФТС России. В качестве работающего цифрового будущего предложены технологии от ФТС.
Систему обмена электронными документами таможня строит 20 лет, для сравнения, Минтранс эксперимент по оцифровке перевозочных документов начал два года назад, в 2020-м. Сейчас в системе электронного документооборота таможни более тысячи документов. Большая часть из них используется во внутреннем документообороте, меньшая – для документооборота с внешними источниками, с участниками рынка ВЭД или госструктурами.
«Те, кто хочет присоединиться, интегрируются в систему обмена», – говорит О. Долгих.
Наработанный опыт позволяет таможне выпускать каждую третью декларацию на товар в автоматическом режиме, без участия инспектора. По данным таможни, только за первые 3 месяца 2022 года в электронной форме оформлено 250 тыс. транзитных деклараций. Из них 87% зарегистрированы автоматически на основе анализа уже ранее введенных в систему данных, цифра в автоматическом режиме выпускает каждую пятую транзитную декларацию.
В электронный документооборот введены уже все таможенные операции, подчеркивает О. Долгих. Например, в 2016 году в электронный документооборот вошли владельцы складов временного хранения и складов с зоной таможенного контроля. И теперь необходимости пересылать бумаги у участников рынка ВЭД нет. Более того, заявлено, что цифровизация освободила бизнес от излишних таможенных проверок, а саму таможню обезопасила от обвинений в коррупции.
«Самый яркий результат – взаимодействие с железной дорогой. Работы по информационному взаимодействию начались в 2015 году. И уже к 2020-му таможня и железнодорожная компания перешли на безбумажный документооборот», – продолжает О. Долгих.
Автомобильный транспорт – наиболее сложный для перевода в электронный документооборот. Здесь много участников, они разрозненны, единого подхода нет, говорят в Минтрансе, и таможня с этим заявлением согласна.
«Таможня работает с автоперевозчиками по технологии предварительного информирования: информация о грузе поступает до момента прибытия самого груза на таможенную территорию», – добавляет она.