Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ с помощью анализа больших данных выяснил, что спрос на цифровые технологии в отрасли транспорта и логистики будет расти на 21% ежегодно и к 2030 г. достигнет 626,6 млрд руб. При этом будет меняться сама отрасль и контур мобильности.
«Новые технологии полностью трансформируют облик отрасли, объединяя в единую мультимодальную сеть авиационный, автомобильный, железнодорожный, речной и морской транспорт. Средства перевозки становятся все более автономными и экологичными. В логистике выстраиваются экосистемы, реализующие полный цикл услуг на основе платформенных решений. Спрос на цифровые технологии в отрасли будет расти на 21% ежегодно и к 2030 г. достигнет 626,6 млрд руб.», - отмечается в исследовании.
В научной статье говорится, что наибольший интерес будет связан с беспилотным авиатранспортом. В перспективе будет реализована перевозка пассажиров беспилотными самолетами. Пока беспилотники востребованы для доставки грузов, особенно товаров «последней мили», т. е. до конечного потребителя. Перспективным направлением здесь являются технологии управления группой (роем) дронов.
Также отмечается, что в последние годы в России дан старт проектам на автономное и беспилотное судовождение. Сейчас они тестируются в реальных условиях.
Кроме того, среди лидеров исследовательской повестки — интеллектуальные транспортные системы (ИТС). Новые поколения ИТС интегрируют технологии для подключения к различным объектам на основе сетей 5G (Vehicle-to-Everything, V2X) в режиме онлайн, что позволяет заранее распознавать опасные ситуации на дороге и предотвращать их.
В свою очередь, согласно исследованию, бизнес имеет наиболее высокие ожидания рынка в сегментах электромобилей и беспилотных автомобилей. Растущий спрос на электрокары в ряде стран поддерживается уже который год финансовыми вливаниями со стороны правительств. Новые форматы беспилотного общественного автотранспорта привлекают все больше инвесторов. Среди запущенных проектов — курсирующие в тестовом режиме беспилотные мини-автобусы для перевозки небольшого числа пассажиров и роботакси для индивидуальных поездок. Их основная цель — сократить число ДТП за счет снижения участия человека.
Частью городской авиамобильности могут стать авиабеспилотники. Целый ряд проектов по созданию электросамолетов вертикального взлета и посадки связан с развитием нового вида скоростных пассажирских перевозок небольшой вместимости.
«В целом и в исследованиях, и в рыночной аналитике наибольший интерес наблюдается к новым типам транспортных средств — различным видам беспилотников (самолетам, автомобилям, судам), поездам на водородных топливных элементах и др. При этом для бизнеса более характерна «зеленая» повестка — электромобили, электрические самолеты и др», - заключают исследователи.