В первом квартале 2022 года продажи Michelin выросли на 19%, до 6,481 млрд евро, что стало возможным в том числе ввиду благоприятных колебаний валютных курсов (+3,4%). Кроме этого, повысить продажи на 11,9% удалось благодаря «динамичному управлению ценами», которое позволило компенсировать последствия резкого роста цен на энергию, логистику и сырье.
По данным Michelin мировой рынок легковых и легкогрузовых шин в первом квартале 2022 года вырос на 2%, поскольку высокий спрос на вторичном рынке компенсировал снижение продаж в секторе первичной комплектации (OE). Рынок грузовых шин вырос на 4% без учета Китая, где спрос упал на 37%, а в сегменте шин для спецтехники продажи росли, и у производителей возникли сложности с выполнением заказов, особенно со стороны горнодобывающих компаний. В целом мировой рынок показал существенный рост в январе и феврале, после чего резко просел в марте из-за российско-украинского конфликта и увеличения числа случаев заражения COVID-19 в Китае.
В сегменте OE европейского рынка легковых и коммерческих шин продажи резко сократились в течение марта из-за ситуации в Украине – на 60% в СНГ и на 22% в Западной и Центральной Европе. В целом по итогам квартала продажи снизились на 25 и 15% соответственно.
Вторичный рынок легковых и коммерческих шин в Западной и Центральной Европе вырос на 10% (+6% в марте), что было связано в том числе с пополнением запасов дилерами в контексте частых повышений цен. Существеннее всего вырос спрос в южноевропейских странах, таких как Франция, Испания и Италия. Рост продаж также был зафиксирован в Центральной Европе, особенно в Польше, а в Турции объем рынка остался на уровне первого квартала 2021 года. В СНГ, по данным Michelin, продажи был на высоком уровне в январе-феврале, но в марте упали на 54% после того, как начался конфликт в Украине и ряд производителей остановил свои заводы в России. На вторичном рынке грузовых шин в СНГ продажи в январе-феврале выросли на 11%; данные на март недоступны.
В Michelin заявили, что, несмотря на существенные неопределенности, мировые рынки все же, как ожидается, вырастут, пусть и несущественно, по итогам 2022 года. Прогнозируемый рост рынка легковых/легкогрузовых шин составляет 0-4%, рынка грузовых шин – 3-7% (без учета Китая), а сегмента шин для спецтехники – 6-10%.
Michelin также подтвердила прогноз по своим финансовым показателям на год. Ожидается, что в 2022 году компания получит операционную прибыль свыше 3,2 млрд евро (при неизменных курсах валют), а поток свободных денежных средств составит более 1,2 млрд евро.
Финансовый директор Michelin Ив Шапо отметил, что снижение выручки из-за инфляции будет на 1 млрд евро больше, чем ожидалось до начала российско-украинского конфликта, и составит порядка 2,4 млрд евро. Он также добавил, что сейчас компания ищет новые источники сырья, чтобы заместить материалы, поставлявшиеся из России.
«Ожидается, что мы сможем полностью обеспечить себя сырьем к началу или середине июня, и к этому времени мы больше не будем зависеть от сырья российского производства», - сказал он.
В прошлом месяце в Michelin говорили, что ищут альтернативные источники сырья в Азии и на Ближнем Востоке. Ранее порядка 30% технического углерода поставлялось из Восточной Европы.
Аналитики Goldman Sachs в марте отмечали, что российско-украинский конфликт создает серьезные риски для цепочек поставок шинных производителей, поскольку более половины техуглерода для европейских шинных заводов поставлялось из России и Украины.