Средний долг транспортных компаний Литвы перед Фондом социального страхования (Sodra) превышает семь тысяч евро. Об этом сообщила Литовская национальная ассоциация автомобильных перевозчиков (Linava).
В апреле средний долг перед Sodra, приходящийся на одну транспортную компанию, составил 7077 евро – он вырос почти на десять процентов (с 6455 евро в феврале до 7077 евро в апреле). Малые, средние и мелкие предприятия, у которых эти долги выросли больше всего, сталкиваются с наибольшими экономическими трудностями из-за неуплаты. При этом, по мнению экономистов, неопределенная геополитическая ситуация только усугубляет их положение и создает напряженность в транспортном бизнесе.
В апреле общий долг литовских транспортных и складских компаний перед Sodra составил 21,5 миллиона евро, что на 1,3 процента меньше, чем в феврале, когда он равнялся 21,8 миллиона евро. Число мелких участников рынка продолжает сокращаться: с марта по апрель исчезли 26 малых и одна мелкая транспортная компания, а с начала пандемии – 59 малых и 299 мелких транспортных компаний, следует из последних данных Creditreform Lietuva.
По словам директора Creditreform Lietuva Саулюса Жилинскаса, уменьшение числа предприятий, задолжавших Sodra, и одновременное увеличение суммы долга фонду на одно транспортное и складское предприятие показывает, что в апреле некоторые транспортные предприятия полностью покрыли свои долги перед Sodra, в то время как задолженность других выросла.
"Те транспортные компании, которые полностью погасили свои долги, были исключены из списка должников, но долги некоторых транспортных компаний перед Sodra продолжают расти. Эти компании не в состоянии выполнить все свои обязательства перед государством и продолжают все глубже погружаться в долги из-за ухудшения экономической ситуации и накопления финансовых обязательств – компаниям приходится выплачивать зарплаты, налоги, платить за более дорогое топливо. Цифры показывают, что некоторые транспортные компании выбрались из долговой трясины, а некоторые, наоборот, все глубже погружаются в долги перед государством", – подчеркнул он.
По словам экономиста Александра Изгородина, уровень макроэкономических рисков для компаний, работающих в транспортном секторе, в последнее время вырос. Это привело к соответствующему увеличению задолженности перед Sodra в расчете на одну транспортную компанию.
"Доходы литовского транспортного сектора зависят от экспортных рынков – стран, входящих в ЕС и пространство СНГ. Оценивая данные Банка Литвы, можно заметить, что в прошлом году 73 процента от общего объема экспортной выручки транспортного сектора страны пришлось на рынки ЕС, где доверие потребителей в настоящее время снижается", – отметил экономист.
По его словам, настроения потребителей еврозоны из-за спецоперации России на Украине и роста цен ухудшаются и потребители менее позитивно оценивают свое финансовое положение. "Это снижает готовность потребителей еврозоны тратить деньги на более крупные и дорогие покупки. Риск замедления потребления может негативно сказаться и на объеме литовских транспортных услуг на рынке ЕС", – считает Изгородин.
Хотя доля рынков СНГ в структуре экспорта транспортных услуг Литвы снизилась с 37 до 16,5 процента с 2013 года, когда данные о географии экспорта транспортных услуг стали общедоступными, она остается двузначной, отметил эксперт.
Генеральный секретарь Linava Зенонас Буйвидас утверждает, что последние данные о росте средней задолженности на одну транспортную компанию вызывают все большую обеспокоенность по поводу ухудшения экономического положения малых, мелких и средних предприятий.
По его словам, сейчас для компаний все более актуальным становится вопрос выживания на транспортной карте страны. Некоторые транспортные компании пострадали от спецоперации РФ на Украине и осложнения доступа к странам Центральной и Средней Азии, таким как Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, куда перевозчики также доставляли грузы.
"Компании интенсивно ищут возможности переориентировать свою деятельность на Запад и не потерять клиентов в Центральной и Средней Азии, на что может уйти до года", – отметил Буйвидас.
Он также добавил, что ситуация усугубляется тем, что усиливается проблема нехватки водителей-дальнобойщиков, которая уже достигла критической точки. Требования Пакета мобильности, спецоперация на Украине и двух-трехмесячные процедуры найма затрудняют поиск профессиональных дальнобойщиков. Поэтому бизнес призывает власти отказаться от квот на привлечение работников из стран, не входящих в ЕС. По его словам, применение квот наносит ущерб экономике Литвы, поскольку действующий порядок не позволяет транспортным компаниям нанимать граждан третьих стран, которые готовы работать, поэтому фирмы получают меньше доходов, а значит, платят меньше налогов в бюджет балтийской республики.
"Нужно намного больше представителей этой профессии, чтобы соответствовать новым требованиям Пакета мобильности. Соседняя Польша, например, нашла решения, которые позволяют зарегистрированным в этой стране перевозчикам нанимать иностранных граждан из третьих стран в течение недели или двух. Литва также должна быть более гибкой и отказаться от излишних бюрократических процедур. Это хотя бы частично облегчит положение перевозчиков, так как им не придется останавливать свою деятельность и они смогут выполнить хотя бы имеющиеся заказы на полную мощность", – резюмировал Буйвидас.
Он также подчеркнул, что политика литовского правительства не выдавать рабочие визы белорусским гражданам после начала спецоперации на Украине нерациональна, поскольку соседняя Польша выдает документы, привлекая водителей, и таким образом выигрывает конкурентную борьбу. Он подчеркивает, что литовские перевозчики, работавшие с российским и белорусским рынками, стремятся переориентироваться на Запад и поэтому нуждаются в понимании со стороны литовского правительства, чтобы оно помогло им утвердиться на западных рынках и привлечь профессиональных водителей из третьих стран.
В связи со спецоперацией РФ на Украине и закрытия восточных рынков ощутимо пострадал транспортный сектор Литвы, перевозчики регулярно жаловались на проблемы в секторе.
Ранее Белоруссия запретила въезд на территорию республики транспорта, зарегистрированного в странах Евросоюза. Такие ограничительные меры, которые вступили в силу с 16 апреля, Минск принял в ответ на санкции ЕС, введенные против его перевозчиков.
Ранее в рамках пятого пакета санкций Евросоюз запретил перевозки по своей территории автотранспортным операторам из РФ и Белоруссии, исключая медицинские и продовольственные товары. Транзит в Калининград при этом не запрещен.