← Автомобильные грузоперевозки

Объем автомобильных грузоперевозок на Кубани сократился почти вдвое

Краснодарские транспортные компании заявили о снижении объемов грузоперевозок в марте—мае на 40–50% по сравнению с аналогичными периодом 2021 года. В результате значительная часть автотранспорта оказалась в простое. По мнению предпринимателей, падение спроса связано с нарушением логистики с зарубежными странами, а также с сокращением товарооборота у клиентов в условиях снижения их покупательской способности. В новых условиях бизнес ждет от правительства субсидирования покупки нового транспорта и лизинговые программы с господдержкой. Эксперты утверждают, что европейские компании не хотят уходить с российского рынка, поэтому необходимо разрабатывать новые схемы взаимодействия, выгодные для всех участников рынка грузоперевозок. Одно из таких решений — параллельный импорт.

Как рассказали «Ъ-Кубань» опрошенные участники рынка грузоперевозок, в марте—мае объем оказанных ими услуг уменьшился на 40% в сравнении с аналогичным периодом 2021 года. В частности, сократились количество поездок, объем перевозимого груза и, как следствие, число используемого автотранспорта — возник простой автопарка.

По словам руководителя проекта ООО «24 ТОП» Владимира Гладкова, сложности у транспортников возникли со значительным удорожанием обслуживания автомобилей. Рост цен на ГСМ и запчасти, по словам собеседника, составил от 20 до 60% по сравнению с концом прошлого года, в некоторых позициях до 100 и более процентов. «Для примера, замена масла в декабре 2021 года обходилась в 2800 руб., а сейчас — в 3700 руб., замена четырех колес тогда стоила 23 420 руб., сегодня — 27 280 руб., ремонт коробки переключения передач подорожал с 21 350 до 28 440 руб.»,— констатирует господин Гладков.

По его словам, почти в два раза выросла цена на покупку нового транспорта. Если в июне 2021 года автомобиль «ГАЗель-Бизнес» стоил 1,4–1,5 млн руб., то уже в мае 2022-го — 2,4–2,7 млн руб. в зависимости от оснащения. «К тому же эти машины часто отсутствуют в автосалонах. В результате покупка автомобиля в лизинг стала невыгодной»,— добавляет бизнесмен.

Уже в марте у компаний стали возникать проблемы с поиском и привлечением клиентов для регулярных перевозок, отсутствием заказов на перевозку. Это, по словам участников рынка, связано с нарушением поставок из зарубежных стран, а также с уменьшением товарооборота у клиентов в условиях снижения покупательской способности. К примеру, по итогам марта—апреля выручка ООО «24 ТОП» сократилась на 38% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

По словам Владимира Гладкова, с подобными проблемами сегодня столкнулись все грузоперевозчики, однако в первую очередь пострадали малые транспортные компании. «Мелкий перевозчик остается без работы и средств для содержания своего транспортного средства. Работать с крупными заказчиками у такой компании возможности нет, так как не хватает ресурсов для заключения контракта и нет большого количества транспорта, которое требуется для нужд крупного клиента»,— рассказывает господин Гладков. Он считает, что выходом для малых перевозчиков может стать объединение их в одну крупную компанию. «Это позволит повысить объемы перевозок, обеспечить себя регулярным спросом, получить помощь в быстром получении денег, скидок на запчасти и горюче-смазочные материалы, авансирование деньгами и ГСМ»,— поясняет господин Гладков.