Для воздушных грузоперевозок I полугодие 2022-го стало худшим периодом за последние 8 лет: закрыты международные направления, которые давали наибольший объем в отрасли, а некоторым грузовым компаниям пришлось приостановить деятельность. Об особенностях работы гражданской авиации РФ по итогам I полугодия 2022 года РЖД-Партнеру рассказали в компании MTL Group («МультиТрансЛогистик»).
В компании напоминают, что авиакомпании «Атран» и AirBridgeCargo, к примеру, вынуждены практически полностью отказаться от полетов. Парк этих двух дочерних компаний ГК «Волга-Днепр» состоит в основном из моделей Boeing. На данный момент AirBridgeCargo использует воздушные суда Ил-76 для выполнения грузовых чартеров, международные рейсы (в основном из Китая), также внутренние – из Шереметьево в Красноярск.
«На сегодняшний день убыток российских воздушных линий составляет более 61 млрд руб. И это только за I квартал. Из этой цифры около 9 млрд руб. приходится на грузовые авиаперевозки. Даже за аналогичные периоды пандемии 2020 и 2021 гг. были значительно меньше. II квартал 2022 года продолжил отрицательную динамику отрасли, хотя уже и не такую значительную», – говорят в MTL Group.
Главные проблемы отрасли в этом году: прекращение договоров перестрахования, арест российских самолетов за рубежом, запрет на продажу воздушных судов и запчастей России, ограничение воздушного пространства – это не полный перечень проблем авиаперевозчиков в I полугодии 2022-го. Получение уведомлений российскими авиакомпаниями о невозможности перестрахования самолетов спровоцировало правительство к ответным мерам. Самолеты, находящиеся в лизинге, были присвоены воздушными линиями, что позволило сохранить парк для внутренних перевозок.
Эту меру в компании называют актуальной, с учетом того что половина всех российских судов числится в иностранных реестрах. При этом комитет по безопасности полетов Союза авиапроизводителей потребовал снизить на законодательном уровне количество эксплуатируемых иностранных самолетов, в частности Boeing и Airbus.
Помимо снижения активного авиапарка участники отрасли указывают и на кадровую проблему. «Некоторые авиакомпании увольняют сотрудников или отправляют в простой с сохранением лишь трети заработной платы. Другие же отмечают отток опытных пилотов за границу. В будущем это может спровоцировать нехватку квалифицированных кадров. Сейчас же рынок ждет переизбыток только что обучившихся специалистов, которые не смогут найти рабочие места», – отмечают в MTL Group.
Полностью решить проблему авиаотрасли поможет увеличение перевозок, авиакомпаниям нужен объем и субсидии, открытие воздушного пространства и возобновление техобслуживания парка. Но, к сожалению, в сегодняшних условиях быстрого решения ждать не стоит.
По прогнозам компании MTL Group в II полугодии 2022-го, объективных причин улучшения ситуации в этом году нет. «Грузовой сектор авиаперевозок, как и пассажирский, испытывает все те же самые сложности. Последствия санкций будут носить долгосрочный характер. И, несмотря на попытки выровнять ситуацию и стабилизировать логистику, быстро решить проблему не получится. Сейчас, по словам главы Минтранса, российские самолеты летают всего лишь в 11 стран мира. И все же IATA рассчитывает на улучшение ситуации к концу года и снижение убытков отрасли», – резюмируют в компании.