Литовская ассоциация автомобильных перевозчиков (Linava) призвала власти Литвы решить проблемы в транспортном секторе и отменить либо увеличить годовой лимит квот.
Об этом говорится в обращении ассоциации к правительству, Сейму, Министерствам социальной защиты и труда, транспорта и коммуникаций, а также экономики и инноваций.
В организации отметили, что транспортный сектор близок к крайней кризисной точке из-за нехватки водителей-дальнобойщиков. По прогнозам ассоциации, через два месяца перевозчики столкнутся с трудностями при найме водителей из стран, не входящих в Евросоюз, поскольку годовой лимит квот исчерпан на 70 процентов. Кроме того, 12 тысяч грузовиков сейчас простаивают. Перевозчики вынуждены нарушать контрактные обязательства, так как не могут доставить товар в срок, платить штрафы, а клиенты расторгают контракты. В Linava подчеркнули, что транспортные предприятия призывают как можно скорее решить эту проблему, либо отменив квоты, либо увеличив годовой лимит.
По данным ассоциации, в этом году из 16 тысяч годовых квот для транспортного сектора неиспользованными остаются только 4632.
"Если нехватка водителей продолжится, прогнозируется срыв поставок некоторых товаров, дальнейшее нарушение логистических цепочек, рост стоимости поставок и товаров, а также увеличение количества пустых грузовых автомобилей, сокращение разрыва между количеством грузовиков, находящихся в автопарке, и 60 тысячами грузовых автомобилей, зарегистрированных в Литве", - отметили в компании.
По словам генерального секретаря Linava Зенонаса Буйвидаса, напряжение в транспортных компаниях растет с каждым днем, поскольку рынок труда в стране не может удовлетворить потребности сектора и предложить необходимое количество водителей.
"Бизнес, не имея другого выхода, трудоустраивает большинство представителей этой профессии из Казахстана, Узбекистана и других стран Центральной Азии. Только для этого используются квоты, годовой лимит которых уже израсходован на 70 процентов. Это означает, что через два месяца процесс найма водителей-дальнобойщиков из дальних стран будет более сложным и длительным, потребует больше административной работы, а в то же время и человеческих ресурсов, если не будут отменены квоты или не будет увеличен их лимит на этот год", — пояснил он.
По его словам, согласно действующему порядку, когда квоты исчерпаны, можно продолжать нанимать иностранцев на дефицитные профессии, в том числе профессиональных водителей-дальнобойщиков. Однако этот процесс слишком бюрократизирован, требует много времени и ресурсов.
Он добавил, что принимать на работу можно только после проверки рынка труда, то есть после того, как будет установлено, что нет ни одного гражданина Литвы или другой страны ЕС, подходящего для данной работы. Затем, говорит Буйвидас, должно быть получено разрешение на работу или принято решение, что соискатель соответствует требованиям рынка труда.
"В этом случае оформление документов на визу займет больше времени, чем обычно. Уже сейчас во многих компаниях примерно пятая часть грузовиков пустует, потому что некому их водить, а это означает, что заказы не доставляются вовремя и приходится платить штрафы. Особенно сложная ситуация у мелких, малых и средних перевозчиков, которые вынуждены сворачивать деятельность", - пояснил он.
Именно поэтому, по словам вице-президента Linava Витаса Бучинскаса, необходимы немедленные решения со стороны властей, чтобы транспортный сектор, представляющий около 13 процентов ВВП республики, мог продолжать бесперебойную работу.
"Конечно, Литва - не единственная страна, испытывающая нехватку профессиональных водителей грузовиков. Разница лишь в том, что ни в одной стране, кроме Литвы, нет системы квот для этой дефицитной профессии", - считает он.
Вице-президент ассоциации добавил, что правительства других стран ищут способы максимально облегчить транспортникам найм водителей.
"Например, соседняя Польша, которая не только не вводит квоты, но и позволяет предприятиям набирать водителей в течение одной-двух недель", - пояснил Бучинскас.
По его словам, даже если литовские перевозчики договариваются об условиях работы с водителями из стран, не входящих в ЕС, чаще всего они не ждут даже нескольких месяцев и устраиваются на работу в компании других стран, где процедуры проходят быстрее.
"Тогда перевозчики вынуждены снова искать водителей грузовиков и терять время. Это приводит не только к пустым грузовикам компании, но и к задержкам в выполнении транспортными компаниями своих обязательств, штрафам и неустойкам. Это толкает мелких, средних и малых перевозчиков к банкротству, ограничивая их предпринимательскую деятельность…", - рассказал он.
По мнению экспертов, не менее важно, чтобы государство постаралось упорядочить процессы в посольствах и консульских учреждениях Литвы в Казахстане, Киргизии, Узбекистане и Таджикистане, чтобы предприятиям не приходилось ждать по два-три месяца, пока документы поступят в визовые центры.
В Linava подчеркнули, что проблема нехватки водителей фур усугубляется тем, что бизнес должен соответствовать требованиям Пакета мобильности. На издержки транспортного бизнеса также значительно влияет растущая инфляция в Литве, высокие цены на топливо и неблагоприятная налоговая среда. В ассоциации заявили, что поэтому все больше перевозчиков решают продолжить свою деятельность за границей, например, в Польше, где они создают подразделения или дочерние компании.
На фоне конфликта с Белоруссией, антироссийских санкций Запада, а также закрытия восточных рынков транспортный сектор балтийской республики серьезно пострадал. Литовские перевозчики неоднократно жаловались на проблемы. Некоторые транспортные предприятия погрязли в долгах и планировали увольнять работников. Перевозчики уже не раз заявляли, что из-за высоких цен на топливо и обслуживание автомобилей стоимость услуг и перевозимых товары будет расти.