«Яндекс» на фоне санкционных рисков собирается перенести разработку беспилотных автомобилей за рубеж и уже мигрирует на облачную инфраструктуру иностранных провайдеров. Речь пока идет о Сербии и Израиле.
«Яндекс» к середине сентября 2022 г. собирается перенести в Израиль из России разработку технологий для развития беспилотного такси и роботов-доставщиков. Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на источники в профильном подразделении компании. Новая структура может называться roovvy.ai, avride.ai или avnear.ai. Идея обсуждалась на одном из совещаний профильного подразделения 15 июля 2022 г.
Команда, которая занимается беспилотниками, уже инициировала перевод рабочих процессов с внутренних платформ на зарубежные сервисы. В рамках миграции планируется переезд с внутреннего менеджера задач Startrack на YouTrack или Jira. Что касается системного кода проекта, его хотят перенести на GitHub из внутреннего репозитария «Яндекса». GitHub – это сервис Microsoft для хостинга ИТ-проектов и их совместной разработки.
«Речь шла о том, чтобы к сентябрю проект научился жить с наиболее критичными для себя процессами на облачной инфраструктуре, – сообщил собеседник издания, добавив, что это поможет в случае необходимости оперативно перенести работу со своей инфраструктуры на внешние облака, например Amazon.
Представители «Яндекса», в свою очередь, говорят о том, что исходный код технологии беспилотных автомобилей оставят в стране, однако компания подумывает выходить на новые зарубежные рынки.
«На некоторых зарубежных рынках мы действительно используем внешние облачные сервисы, так как в ряде стран законодательство требует хранить локальные данные на своей территории. Сейчас мы смотрим на новые географии, например Сербию», – отметили представители «Яндекса».
Большинство разработчиков беспилотного транспорта после 24 февраля 2022 г. столкнулись со сложностями при закупке оборудования – в частности, лидаров (это технология получения и обработки информации об удаленных объектах с помощью активных оптических систем), видеокамер и гироскопов. Об этом «Коммерсанту» сообщил собеседник в профильном министерстве. Трудности были связаны, в первую очередь, с логистикой.
Аналитики отрасли, например, гендиректор Smart Engines Владимир Арлазаров, предполагает, что «Яндекс», принимая такое решение, надеется снизить для себя санкционные риски. Среди других выгод, которые принесет миграция за границу – обеспечение мобильности сервисов и репутация интернациональной компании.
Директор по стратегии облачного бизнеса T1 Cloud Антон Захарченко добавляет, что для ИИ-технологий, связанных с транспортом, облачные вычисления должны быть приближены к потребителю, поэтому без переноса сервисов не обойтись.